Румяный Критик : другие произведения.

Обзорец "Бд-8"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

В данном обзоре собраны краткие и, увы, субъективные рецензии на работы Авторов, олицетворяющих (на мой взгляд) современный СИ-шный фантастический рассказ. В список попали признанные МТА, победители и призеры многих недавних конкурсов, другие сильные авторы и просто персонажи, популярные (по какой-либо причине) на СИ. Возможно, кто-то в нем лишний. А кого-то недостает. Заранее прошу прощения.

Еще до начала чтения можно с уверенностью сказать, что значительная часть этих рассказов попадет в Финал. Цель моего обзора - попытаться понять, чем "великие" отличаются от "нормальных"? А еще: не существует ли некий "шаблон", под который пытаются причесывать свои рассказы и "великие", и "нормальные"?

Ну, право же, почему почти все рассказы на СИ, на других литературных порталах, в печатных сборниках и т.п. - такие одинаковые? Почему, не глядя на год издания, можно сразу по тексту сказать - "это из 70-х", а это "из 90-х", а это "в прошлом году написано", даже если везде одинаковые звездолеты, магические посохи и вампиры? Впрочем, "в 70-х" вампиров, конечно же, не было, да и "посохов" тоже. :) Но, тем не менее - почему?..

1. Просвирнов А.Ю. Бд-8: Таежный циклон

Альтернативная история: Андропов выжил, застой продолжился, СССР сохранился, начался поворот сибирских рек в Среднюю Азию и т.п. В центре истории - ученый-диссидент, который ради спасения своих родственников и пользуясь своим же изобретением, проникает в центр управления работами по повороту рек и "портит всю малину". :)

Написано, традиционно для этого Автора, очень бойко и гладко. И, что становится хорошей традицией, без "тугих бедер", "пышных грудей", "стальных мускулов" и "зорких взглядов". Т.е., штампы-то есть, но не такие одиозные, как раньше. :) Можно предъявить несколько претензий к стилю: "...в череп, казалось, просочилась вода..." - лучше "казалось" перенести поближе к началу предложения, а то получается, что нечто в череп заведомо просочилось, но главгер не уверен, что это была вода. :) Еще: "голос говорившего был хриплый и принадлежал мужчине лет тридцати пяти" - есть главгер, майор и прапор, а это кто-то четвертый?

По содержанию: крепкое чтиво в стиле Э. Тополя. Напрягает, что все персы (напоминаю, самый высокий по званию - "подпол") прекрасно разбираются во всех интригах ЦК КПСС... впрочем, это характерно для политического детектива. :)

Впечатление: позитивное. Очень жаль, что эпический жанр ныне на СИ в загоне. Да, разновидность мэйнстрима. Да, не постмодерн и, тем более, не... что там объявили дальше? Но мне, как читателю, наплевать на модную терминологию. Мне, читателю, понравилось.

2. Deadly Arrow. Бд-8: Лай-Лай-Хей!

Из жизни призраков. Оказывается, они не гремят цепями в темноте замков и не подвывают лунными ночами в центре кладбищ, а продолжают жить в призраках разрушенных домов и ездить на призраках разбитых автомобилей. И когда на город надвигается катастрофа, делают для него все, что в силах - спасают бродячих собак.

Написано, в общем, аккуратно, но глючки все равно имеются. Кое-где не хватает ЗПТ, например: "...возможно она была..." или "должно быть специально". Некоторые куски текста кажутся неестественными, например "стукнул меня точнехонько по затылку". Стукнуть можно по темечку, а затылок, он вертикальный, окурок по нему просто скользнет - и все. А фрагмент с Миледи, будящей главгера, вообще сильно отдает Лукьяненкой ("Дневной дозор", эпизод с ведьмами, собирающимися "на дело", это где про мышку и "по ступам"). Ну, может, я и ошибаюсь, но вот мне так показалось.

По содержанию - претензий много. В рассказе замечательная идея... и больше ничего, на мой взгляд, нет. :( Как-то все сыро и непродуманно. В городе ежедневно умирают люди - почему призраками становятся не все, а только погибшие на стройках? Почему призраки спят и едят? Почему призраки, при жизни бывшие людьми разных возрастов, ведут себя не то, как бомжи, не то, как тусовка молодых бездельников? Куда деваются люди, погибшие после ядерного взрыва?

Типичный для СИ "постмодерновый" рассказ. Молодежный, мистический, несколько сентиментальный. Место ему - явно где-то недалеко от центра гипотетического "шаблона". :) Мне он скорей не понравился, но не потому, что "шаблон", а потому, что выглядит недоделаным.

3. Выворотень. В пику Копернику

История из жизни средневековых дальнобойщиков, подсадивших на трассе "плечевую" и угодивших в лапы к бандитам. :)

К языку претензий практически нет, кроме... "Срань то господня" - фи, Автор, это выражение в русском языке появилось всего лет 20 назад, благодаря Лене Володарскому, переводившему с прищепкой на носу всяческую голливудщину. Уберите его немедленно, пока Логинов не увидел. :)

По содержанию. Гм. Читывал я подобные истории. В журнале "Техника-молодежи", например (в разделе "Трибуна смелых гипотез"). Или в сборнике "Фантастика-8X" (в разделе "Неведомое: борьба и поиск"). Исторические реалии соблюдены, более или менее четкая привязка к месту, времени и обстоятельствам имеется. Не хватает какой-нибудь н/ф гипотезы (про необычный метеорит или про палеоконтакт), но в тексте видны многочисленные "разъемы" и "гнезда", откуда эту гипотезу отодрали (или не успели вставить). Концовка выглядит варварски скомканной и чужеродной. На мой дилетантский взгляд, цельного и законченного рассказа не получилось, увы. :( Хватит ли судьям этого "огрызка", чтобы пропустить рассказ в финал? Возможно, да, ведь первые 90% текста очень и очень хороши. Но мне, читателю, рассказ кажется оборванным на самом итрересном месте, поэтому общее впечатление негативное. :(

Жанр редкий, в настоящее время не популярный. Современному "шаблону" не соответствует ни на йоту. А жаль. :)

4. Боевой-Чебуратор Бд-8: Мизерикорд

Про шизофреника, вздумавшего бороться с несовершенством человеческой натуры при помощи огнестрельного оружия.

К языку претензий нет. Стилистика сложная, затейливая, но в то же время четкая.

Ну, красиво оформленный маниакальный бред шизофреника, едущего в автобусе. Голоса какие-то, галлюцинации. А где фантастика-то? :) Кстати, "мизерикорд" - оружие милосердия. А главгер, вроде бы, данным качеством не отличался. Милосердие - кого по отношению к кому? Я не понял, сорри.

В финал этот рассказ, возможно, пройдет. И надеюсь, что Логинов на костях-то попляшет. :)

Жанр (или стиль?) редкий, популярный лет 15 назад. Его, помнится, Лазарчук разрабатывал и называл "турбореализмом": яркий и очень четко выписанный околок странного мира, без начала, конца и сюжета. Под современные "шаблоны" не подходит.

5. Шэд П. Бд-8: Воспитание

Очередная, 12345-я по счету фэнтезийная история про дракона и боевого мага, вздумавшего его победить. И что из этого получилось.

Язык довольно гладкий, рассказ читается легко. Но не очень понравилась некоторая... эээ... неоднородность образа "лирического автора". Сначала рассказ размеренный и вдумчивый, словно от лица взрослого постороннего человека, наблюдающего за историей откуда-то сверху, не чуждого сентиментальности и штампов (типа "яркого руманца" и "счастливой улыбки"). Потом, когда главгерша проникает в пещеру, "камера" уже у нее. Потом вдруг - раз! - и снова у прежнего "рассказчика". А после боя, на выходе из пещеры, словно бы "камерой" завладевает кто-то третий, который наблюдает за детскими играми дракончиков, окрашивая сои наблюдения своими не менее "детскими" примитивными эмоциями. Или мне показалось?

Кстати, куда дракон "вжал шею"? И как на скрученном жгуте оказались видны вышитые руны, разве это полотенце? А почему дракона зовут "Матрос", а не "Боцман" или "Юнга"? :)

Типичнейший "шаблонный" СИ-шный рассказ. (Нет, идея и сюжет, конечно, гм-гм... оригинальны. Я о другом. О принадлежности ко "клубку" типичных тем, героев, образов и т.п.).

6. Ясинская М.Л. Бд-8: Автомат с газировкой

Хороший, добрый и нравоучительный рассказ в жанре "городской сказки".

К языку претензий, разумеется, нет. К содержанию - тоже. Впрочем, минус имеется, и крупный: абсолютная предсказуемость сюжета. "На пороге сидит его Старуха, а перед ней разбитое корыто".

Я понимаю, что сама Ясинская М.Л. - одна из законодателей мод, но ведь "под Ясинскую" пол-СИ пытается писать. Так что, как не крути, а - "шаблон". :)

7. Inspektorpo... Бд-8: Огненный вал стального ветра

Какая-то аллегория. Дракон, город, стремление к власти и богатству, войны, мир и покой, одряхление, гибель.

Текст следовало бы почистить от ошибок и корявостей. Навскидку: "в них одни из, в коих..." - ни-ни-и-и, да и вообще - громоздко. "Изворачивает шею" - так не говорят. "Замирает пораженная" и "прижигаясь пока" - нужны ЗПТ. Предложение, начинающееся с "Толпа вылетает...", вообще трудночитабельно.

Увы, рассказ не понравился. Насколько я понял, Автор хотел сказать - что стремление к власти и богатству губительно, но воспроизводится в веках от поколения к поколению, и ничего с этим нельзя поделать? Гм. Подана эта мысль в рассказе очень абстрактно. Раздражает избыточная "кудрявость" слога и смазанные аллегорические образы. Вот, например, разбившийся в начале человек с крыльями - он введен только для того, чтобы рассыпаться на капельки - зародыши порочной идеи? А у меня человек с крыльями обычно ассоциируется образом ангела. Еще: в начале "идея захватила", "идея вырывается" - какие _позитвные_ определения. Уж по крайней мере, речь идет о какой-нибудь Любви? Или о Свободе? А вот и нет - всего лишь о мечте набить брюхо золотом. Уж извините, но впечатление о рассказе негативное.

Аллегории и притчи, основанные на фэнтезийных образах, весьма типичны для сетературы. "Шаблон", однозначно.

8. Волошин В.В. Лесники Вселенной

Юмористичяеская фантастика: новая гипотеза о судьбе планеты Фаэтон.

Текст нуждается в сильнейшей чистке. "Если бы его грубо не оборвали" - "оборвать" можно только речь. "Потупил глаза на край корабля" - "потупить" можно только вниз, а у корабля не бывает "края". В вивариях растения не выращивают. Еще: "влетел в видимость звезды". Короче, сплошные "жемчужины словесности". А про стиль я уже и не говорю. :(

Впечатлило, но со знаком минус. К сожалению, все очень шаблонно: прикольные инопланетянчики в прикольных обстоятельствах совершают какие-то прикольные действия, а потом оказывается, что все это про Землю. Или про Солнечную систему.

9. Пригожина М. Бд-8: Моя сестра - заморская принцесса

Сказка, которая "ложь, да в ней намек". Про капризную невесту, которая родного братца не пожалела, в самые разные отдаленные страны его посылаючи - за женихом.

Написано грамотно и аккуратно. Только не совсем понятно, что же Автор хотела этим текстом сказать. Я безуспешно искал хоть какую-нибудь идею, отличную от лежащей на поверхности (неча прыцев искать, в мужья и конюх сгодится). Но это мораль-то для сестры главгера, а чего ради ему в течение 10 Кб приходилось по разным великанским и лилипутским странам мотаться? Хватило бы 1-го и последнего абзацев рассказа.

Пожалуй... все вместе - не такой уж и шаблон. Шаблон в сказках, это когда абсурд и стеб. Это когда в сказочных странах Виннипухи живут вместе с Донкихотами. Это когда Автор старается любой ценой насмешить читателя, роня главгера, котрого зовут Алл Пугачев, в драконьи лепешки. Здесь этого нет. Если улыбка на устах Автора и чувствуется, то бледная и почти незаметная. И это приятно. Общее впечатление: мааааленький такой плюсик.

10. Карлик С.Г. Алгоритм содействия

Юмореска "про роботов", в стиле Азимова или Шекли.

В тексте полным-полно блох. "Ты его постираешь, и потом будет..." - будешь. "С щелчком" - со щелчком. "Пишите" - пишете. И т.д, и т.п.

Идея понравилась, а больше не на чем глаз остановить. На мой взгляд, у Автора пока нет рассказа, а имеется только его конспективный набросок. Образ главгера получился шаблонно-пародийным: писатель-фантаст, отправившийся в глубокой запой. Образ жены аморфен. Ружье под названием "домогательства начальника" висит, но не выстрелило. Образ Рустама пародийно-шаблонен: какой-то "чурка-гастрайбартер" из "Нашей Раши". Машины изъясняются совсем не "машинным" языком, и поэтому создается впечатление, что они не менее разумны, чем главгер, а только придуриваются. И еще, мне кажется, что в тексте очень не хватает мелких деталек, создающих атмосферу.

Шаблонность тематики сомнений не вызывает, а какого-нибудь яркого и оригинального обрамления Автору изобрести и и реализовать не удалось. Да, кажется, и не пытался. :(

***

Итак, подобъем предварительные бабки. Во-первых, рассказы МТА отличаются от рассказов "призеров", как правило, обыкновенной грамотностью. Во-вторых, МТА не стесняются использовать непопулярные (кстати, почему?) стили и жанры, стараясь внести в них элемент новизны и оригинальности. "Призеры" же обычно эксплуатируют традиционные, часто встречающиеся темы и писательские приемы. Оригинальность же, как правило, ограничивается новым сюжетным ходом в старой тематической "норе".

Но это пока. Ведь прочитано всего 10 рассказов. Например, еще ни разу не встретилась попытка приложить к старой заезженной теме яркую необычную стилистику. Ничего, все еще впереди. Продолжение следует...

***

11. Динозавров, Горностаев. Всё тайное...

Оригинальная история: машина времени используется для поиска политического компромата. Но, поскольку "стреляет" она очень неприцельно, главгер никак не может угодить в нужную эпоху, и его бросает то в годы сталинских репрессий, то в эпоху средневекового мракобесия. И везде он становится свидетелем суда скорого и... неправого. Видимо, и поиск компромата предназначен для такого же суда, но в современности?

Написано аккуратно. Приятное впечатление оставляет глубокое проникновение в тему - авторы (или один из них) явно "рубят" в геологии. Имеются и эпизоды, к которым меньше доверия: например, когда средневековая "якобы ведьма" утверждает, что может в любой момент убить себя. Она что, йогиня, 10 лет учившаяся останавливать собсвенное сердце? Да и любовь главгера, "вспыхнувшая" в течение 5-минутного эпизода, тоже настораживает. Может, убрать ее нафик? Сюжет не пострадает.

Есть и еще одна претензия, посерьезней. Фактически, сюжетный ход с машиной времени выглядит инородной "сцепкой" для двух других фрагментов, иначе никак не связанных друг с другом. Такое ощущение, что сначала были написаны две сцены неправого суда... а могли бы быть написаны и три, и пять... а потом на скорую руку их склеили "машиной времени" и "товарищем генерал-лейтенантом". Прописать бы "современность", развернуть линию с машиной времени, прочертить (а не наметить еле заметными штрихами) сквозную мораль - и получится неплохая повестушка.

Вроде бы, "шаблонная" тематика? Вроде бы, на прошлогоднем "БД" некоторые "обоРЗеватели" обещали сразу, без чтения, перечеркивать красным маркером любой текст про машину времени? Однако, поскольку МВ здесь не самоцель, то "шаблонность" фантдопущения только оттенила свежесть сверхидеи. ИМХО, "и это правильно, товарищи". (с)

12. Чваков Д. Бд-8: Куда уходят клоуны?

Саркастическая проза, замешанная на тибетском оккультизме и христианском мистицизме. Кажется так, если я не перепутал слова местами. :)

Язык - фирменный, "чваковский". Густой, ароматный и вкусный, как сутошные щи. (Упс! "Странное созвучие... привели" - несогласованность времен. Еще: "...не могла, такое сказать" - лишняя ЗПТ.) Стилистика очень сложная, требующая вдумчивого складывания кирпичиков в единое целое. Глазками, да с экрана, читается тяжеловато. Лучше вслух, по радио, бархатным голосом народного артиста Яковлева. :)

Но вот чего я не понял: зачем все это? Зачем такая яркая, точная и подробная характеристика персонажей? Как она работает на общую идею? И в чем она, общая идея, заключается? "Он еще не понял..." Я тоже. Видимо, Теодор Бардо (кто бы он ни был - Дьявол, например), каким-то образом наколол главгера? Сначала заставил себя убить, а потом и его самого на тот свет спровадил? Зачем?

Относительно "шаблоновости" - ни в коем разе. Штучный товар.

P.S. А, может быть, все гораздо проще? Никакой мистики? Обкурились старые развратники всякой дряни, да и кони двинули?

13. Краснов И.В. Бд-8: Яхта

Опять городская... эээ... сказка. Хотя, можно сказать - мистическая история. Или - сюр. Все будет правдой. И опять главгер - немолодой и одинокий. Очень удобно для "городской прозы" , т.к. позволяет не усложнять текст женой, детьми, родственниками, начальством, сослуживцами и т.п.

К языку претензий почти нет. Ну, разве что: "крошил... челюстями". Сразу вспоминается что-нибудь вроде: "ты кроши-кроши-кроши хлебушек на снег" или "мы крошили этих гадов, бить фашистов - наш закон". :) Думаю, можно было подобрать и более точное слово. Еще: "Костька" - не по русски. "Коська", "Костян", даже "Кока", но не "Костька". Я-то уж знаю... :) Еще падеж: "...этого дяде Кости хватало..." Еще запятая: "мальчишки с которыми". Гм... а глючков-то уже набралось - полный кулачок. :(

Давайте заглянем рассказу под капот. Итак, перед нами два фрагмента, построенных по одинаковой схеме: в руки к главгеру попадает счастливый билетик, некий "явленец" (ангел? демон-искуситель?) предлагает ему загадать желание, но главгер не успевает, и тут же желание выполняется, но не то, сиюминутное, которое он хотел озвучить, а некотрое потаенное, котрое сам главгер-то и не очень осознает. В первом случае главгер знакомится со своей будущей женой, а во втором случае - умирает. Все, как он и хотел. Но, в качестве "бонуса", напоследок ему позволяется обрести материализацию своего первого сиюминутного желания - прокатиться на яхте. Но! Во-первых, фрагменты авторской волей поданы в инверсном порядке - сначала второй, потом первый. Это как паззл, который читателю предлагается собрать самостоятельно. Если не предложить, то читатель намекнет, что, мол, напрасно Автор считает его дураком и все разжевывает. :) Во-вторых, детальки паззла подходят друг к другу не идеально, и это "ззз" тоже неспроста. Хочется спросить - а где же исполнение второго "сиюминутного" желания, где кондуктриса Танечка, ставшая главгеру внучкой? А может, должен подумать читатель, и нет никакого паззла, нет никаких ангелов-демонов, а все это старику померещилось в предсмертном бреду? Против такого вывода Автор, видимо, тоже не возражает.

Итак - два эпизода и несколько типичных приемов, "конструирующих" из них рассказ. 20 лет назад такие эпизоды тоже могли бы быть написаны, но вот получившиеся из них "кошки-мышки с читателем" характерны именно для _современной_ "постмодернистсткой" прозы. (По крайней мере, 20 лет назад это считалось авангардом, а сейчас - норма. Впрочем, в литературоведении я профан и, возможно, 20-30 надо заменить на 120-130. Поэтому, окончательно, буду обтекаем: на современном этапе приветствуются сложные композиционные формы и осмеиваются простые. Вот.)

Тэ-экс, кажется, на один шажочек мы приблизились к цели, поставленной в начале данного обзора. :)

P.S. Да, а в сумме получилось-то вроде неплохо. Думаю, до финала рассказ имеет все шансы дойти.

14. Кёрки Л. Красная свадьба

Типичный "девичий" рассказ о том, что мир прекрасен, и если все плохо, то надо только захотеть, и все сразу будет хорошо. ("Девичий" - это не указание на возраст. У меня есть знакомая пенсионерка, которая до сих пор сочиняет про любовь "мартовских зайцев" к "прекрасным феям".)

Язык расказа нехорош. В первом же фрагменте я даже удивился, что диалог "так быстро" закончился. А где же: "Ну, я уже пошел." - "Иди." - "Хорошо, иду." - и т.п. ? Масса ошибок типа "двух вековую", "заходил кафе" и т.п. Многочисленные "объяснялки" рассказ не красят, так же как и "описалки" нарядов, колечек, процессов поиска и любования и т.п. А уж отсутствие сюжета и внятной мысли (кроме "ах, как замечательно в 118 лет видеть мир глазами 18-летней") рассказ уничтожает совершенно. :(

Вместе с тем, я считаю, что жанр "дамская проза" вполне имеет право на существование. И даже этот рассказ, наверное, получился бы, если бы старушка, например, начала погружаться в собственную память: рождение последнего правнука... а у внучки на свадьбе каблук сломался... а дочку выпороть обещала за сигареты... а у мужа, пока он еще был женихом, шнурки все время развязывались... Ну это я так, отвлекся. :) В рассказе явно не хватает конкретики, обычных людей, обычной жизни, а есть только розовые абстрактные эмоции, да еще и криво описанные. Сорри. :( З.Ы. Более позднее добавление. Обязательно читать "J. Чайки" !

15. Васильев С.В. Ненужная адаптация

Странный рассказ. Научная фантастика "образца 198х года", искуственно "осовремененная" неожиданной концовкой.

Написано аккуратно. Ошибок и грубых стилистических огрехов я не заметил. Но... как-то все искусственно. Нужно ввести читателя в курс дела? Пожалуйста: ко главгеру приходит приятель, в (непринужденной?) беседе с которым излагаются все необходимые сведения, а потом ненужный больше приятель сразу же исчезает. Еще странность: когда нужно, главгер выглядит 14-летним ("и все ребята - с открытыми ртами, а Дашка вообще в обморок падает"), а когда не нужно - заметно повзрослевшим и обладающим странным, "нетамошним" жизненным опытом ("неужели на казнь? А где тогда охрана? Палач? Зрители, в конце концов. Обвинительный приговор").

И самое странное. Рассказ словно бы принудительно "склеен" из двух разных "шаблонов", принадлежащих двум разным литературным эпохам. Сначала идет типичная-растипичная научная фантастика 80-х годов (звездолет на далекой планете, поселенцы вокруг него, любознательная молодежь и охраняющие знания "старцы"). А в конце вдруг появляется модная сейчас мистика "про ангелов" (оказывается, люди потому не могут покинуть планету, что у них в космосе вырастают крылья). Гм. Не знаю, как другим, а мне этот "кентавр" показался не слишком жизнеспособным.

З.Ы. А чего бы я ожидал? Неужели, козней злых инопланетян? :) Нет, конечно. Но, все-таки, научно- фантастической развязки. Например, пусть во Вселенной больше не осталось звезд, ни одной, и просто некуда лететь. Это тоже штамп, конечно, но штамп - родной для "той" фантастики. :)

16. J Чайки

На самом деле - красивая аллегория.

Человеческая жизнь в коротких, тщательно продуманных диалогах. О том как бесконечное детское счастье душится "бытом". Написано замечательно, только "одеть" вместо "надеть" царапает глаз.

"Шаблонен" ли данный рассказ? И да, и нет. Аллегорический образ птицы-души, рвущейся из клетки, известен буквально "в веках". Но чтоб каждый второй сейчас эксплуатировал этот образ - такого нет. Вообще, к этому образу не каждый рискнет обратиться, просто потому, что нужно обладать определенным жизненным опытом. Автор рискнула и... вроде бы ей удалось. (Но вот сейчас порылся в своих ассоциациях. А не читал ли я что-то подобное раньше? "Подобное" - это значит идентичное с точки зрения сюжета, за исключением, конечно, конкретных имен и бытовых подробностей. И уже не уверен...)

17. Danihnoff Бд-8: Спам

Как и всегда, ироничная юмореска. Но, на эторт раз, без постапокалипсисов. :)

Язык, разумеется, "данихновский" - лаконичный и точный. Попробуйте, возьмите какой-нибудь эпизод и перепишите его своим словами. А потом сравните. Ну, и как? :)

А вот, что касается содержания... тут сложнее. Положа руку на сердце, я не вижу, где и как Автор художественно обосновал финал. Почему главгер полез назад - в... не самый лучший из миров? Пусть бы он был скотиной. А ведь нет, он самый обычный - и про первый поцелуй помнит, и слово "х*й" его коробит. Как-то не вяжется. (Если не иметь в виду что-то иное, расположенное вне рассказа.)

Мне кажется, данный рассказ просто нельзя рассматривать вне контекста СамИздата. И тогда все становится на свои места. И аннотация...

P.S. Отдохнул несколько дней. Ну и tormoz же вы, Румяный критик. :) Есть обоснование финала! "Машина-дача-шуба" - это мечты не простого росийского олигарха, а мечты простого советского человека! И все сразу встает на свои места. Браво Данихнову, увы мне.

18. Усачов Е.В. ...и ничего, кроме правды!

Монолог "тети Сони" (точнее, "тети Лизы"). Впрочем, и "Верка-Сердючка" тоже под образ подходит.

Язык... ну, в принципе, если это читать вслух, то воспринимается вполне адекватно. Хотя, со знаками припинания не все гладко, как в трудных местах ("...мы вами ёпт, как гордимся..."), так и в относительно простых ("Он нам завещал не солги...").

По содержанию: легкая такая юмореска. Пожилая (?) одесситка обладает редким даром - безошибочно отличать правду от брехни. За это ее посылают работать в ООН, а потом и в комиссию по контактам с пришельцами. Там она узнает, что инопланетяне не умеют говорить неправду, а люди, которые таким свойством не обладают, просто больны каким-то инопланетным вирусом. Но от медицинской помощи со стороны пришельцев земляне отказываются - цивилизация рухнет.

Я бы не сказал, что это "современный шаблон". Но идея, упомянутая в рассказе, встречалась в литературе неоднократно. Общее впечатление: ну... вроде, забавно. И не более того.

19. Юс. С.С. Идеальный напарник

Научная фантастика - далекая планета, исследовательская станция с двумя учеными, многие парсеки до Земли...

Не понравилось. Какая-то неудобочитаемая смесь из разных "классиков". Имя "Лемм" и общая фабула заставляют вспомнить "Солярис". Фраза "...Облачаясь в тесном тамбуре в ИИКа - индивидуальный исследовательский комплекс" вызывает в памяти Головачева. Буря за пределами тесной станции - намек на один из рассказов Биленкина. И т.д. И всем этим "аллюзиям" рассказ проигрывает, что называется, "в одну калитку". Образы персонажей и конфликт между ними картонны. Пионеры, запертые в отрядной спальне, так говорить и думать, пожалуй, могут, а ученые на исследовательской станции - вряд ли. Эпитеты ("заливая пустыню пурпуром") есть, а "картинки" все равно не видно. Даже сюжет маловразумительный - три четверти рассказа главгер неинтересно ползает за пределами станции, добывая перекати поле. Потом его сбрендивший (?) напарник проводит какие-то эксперимены и - бах! - почему-то превращается в младенца. Пардон муа, но я ничего не понял.

Если и "шаблон", то несовременный, основательно подзабытый. Пыль бы с него стряхнуть, почистить... Увы, не удалось. :(

З.Ы. Да, и особенно впечатлил барометр внутри изолированной от внешней среды станции. :)

20. Каракис Г. Сказ Змея Горюныча о том, как он обратился в Змея Поднебесного...

Саркастическая притча на экологическую тему.

Написано, вроде бы, гладко. Хотя: "иммуная" - надо "НН". "...Химикаты как необходимые для жизни и тем самым..." - явно не хватает каких-то ЗПТ. Еще: "...привёл...жену - из соседней деревни. Здесь родился..." - где, в соседней деревне? И еще: "...вначале ужасно щипало в носу, задыхались..." - что щипало и кто задыхались? Ну и т.п.

Понятно, что это сказка. И, вроде бы, читатель не должен задаваться вопросами: что герои делали до начала описываемых событий? в какой школе учился мальчик? Но почему-то тянет. Видимо, слишком уж "несказочный" стиль повествования выбрал Автор.

Несмотря на то, что "притча", и что "экология", да и "Гадкие лебеди"/"Хромая судьба" Стругацких вспоминаются (рассказ про обстрел химкомбината), не хочется называть это "шаблоном". Решено-то довольно свежо и оригинально. Реализация только подкачала. :(

* * *

Пока каких-то новых выводов, кроме тех, которые я сделал после первых 10 рассказов, сделать не получается. Правда, можно добавить, что уже видно: большинство прочитанных рассказов представляют собой сказки, притчи, юморески, аллегории и т.п. Иные жанры представлены одним-двумя рассказами, не больше.

* * *

21. Лифантьева Е. И. Мышь Эйнштейна.

Некая помесь из сказки и... ну, научной фантастики, что ли? Сюжет классический: к главгеру является некто - нет, не враг рода человеческого и не ангел, а инопланетянин. В результате главгер вынужден переосмыслить себя, свою роль в обществе и т.п.

Язык хороший, вещица читается на одном дыхании. Как профессиональный программист в области систем промышленной автоматизации, замечу: к техническим подробностям больших претензий нет. Термины вполне адекватны ситуации. Программирование контроллеров на ЯВУ или даже на языке ассемблера, необходимость хранения в малом объеме памяти больших справочных таблиц (например, команд для двигателя, управляющего задвижкой на трубопроводе) и т.п. Впрочем, я слегка увлекся. :) Вызывает удивление только ноутбук. Профи дома работать будет на большом компе с большим экраном (дюймов 17-19), а "бук" - это для таскания программ на работу и на объект, и чтобы инструмент всегда под рукой был... Опять увлекся. :)

Н-да... Ээээ...О чем это я? А! О рассказе. Название прикольнуло. Если у Шредингера был свой "виртуальный" кот, то почему бы Энштейну не заиметь свою "относительную" мышь? :) Кстати, почему ее все время зовут то Мышь, то Мыша? Улыбнули научно-философские толкования Мышью своей сущности и своей роли. Заставили вспомнить о Леме. И, вообще, задумка у рассказа хорошая. И исполненн он неплохо. А вот концовки нет. Мышь просто - бдзынь! - и исчезла, без причин и последствий. И так ли уж сильно изменился главгер после общения с ней? Что-то не верится. Нужная какая-то яркая и свежая концовка - тогда рассказ можно признать получившимся. А пока, имхо, увы и отнюдь. :(

Если все это и "шаблон", то несовременный. По-современному это должен быть Дьявол-Ангел, и главгер после встречи должен мучиться от каких-то вселенских проблем. Т.е., если бы не программистские подробности, я очень сильно чесал бы репу, в каком году сие написано, и это правильно.

22. Даун И. Фантастическая история про дайверов

Типичная историйка из тех, которые, сидючи на заднем ряду и гадко хихикая, пишутся на последней странице школьной тетрадки. Знаю, сам писывал. Там даже было круче. Во-первых, в стихах. Во-вторых, у всех персонажей были реальные прототипы - конкретные учителя. В-третьих, они не прыгали в унитазы, а во время Олимпиады плавали наперегонки в бассейне, наполненном... ну, этим самым. :)

Сочиняются такие вещи быстро, легко и весело. Не для себя, а для узкого круга друзей-приятелей. Короче, на конкурс выкладывать это не стоило. Не поймут. Я, например, уже понимать перестал.

З.Ы. Акваланги не "одевают", а "надевают". На курок не нажимают. "...Закричал начальник Вимбильдана и на пороге туалета возникли..." - нужна ЗПТ. Далее еще несколько ошибок. Неуд. :)

23. Даймар С. Саламандра и Феникс

Опять притча. Очень здорово задуманная. Но, на мой взгляд, реализация получилась послабей задумки.

Весь рассказ построен на противопоставлении: красивая печальная сказка про двух сказочных персонажей - обитателей огня, и... оказывается, что конец всему этому - грубый и пошлый: каминная зола, да трубочный пепел.

Первое. Есть "красота ради образа" и есть "красивость ради красивости". Мне показалось, что в отдельных фразах проскальзывает второе. Не везде, но... "Древесные черепки", "бархатное горло дымохода", "догорающий вой" и т.п. - сомнительные эпитеты. А уж про звук, который "около полуночи при полной луне" я вообще промолчу. :)

Второе. Я не совсем понял "модель взаимоотношений" персонажей. Вроде бы, оба они порождения огня. Но почему-то тушат друг друга. Ну, я понимаю, она живет в очаге, а он - в трубке. Ну и что? Кстати, в трубке ли? Что там было про лесной пожар в Аризоне?

Короче. Кажется, стремясь к богатому символизму образов, Автор слегка перекрутил... перекрутила... перекрутило мяч. Вот. :)

Касаемо "шаблоновости". Формально - свежо. Но вот... сама притча - не шаблон ли это уже, ы?

24. Зубков А.В. Белые крылья

Малопонятная история, написанная, кажется, только для смакования подробностей небольшого сражения, случившегося где-то в XIV или XV веках.

Написано "суконным языком милицейского протокола". (с) Кажется, нарочно, т.е. за это ругать нельзя. А вот за то, что Автор слишком уж вошел в образ, благодаря чему образовались проблемы с грамотностью и читабельностью, - вот за это можно и нужно. "Превращалась в скользкий как лед, каток не желающий" - не хватает двух ЗПТ. "При почти тридцатикратном преимуществе... не имея преимуществ" - некрасивый повтор. И т.д., и т.п.

Изюминка рассказа: оказывается, слуга Господа и слуга Дьявола тоже принимают участие в человеческих разборках. Только видят заварушку и сразу - айда помогать той или иной стороне. А просто так, один на один, где-нибудь на укромной полянке, - вероятно, им западло.

Перелистал "Книгу будущих командиров" и "Военную энциклопедию школьника" :) С точки зрения вооружений, видимо, все правильно. Самый первый и последний эпизоды тоже, вроде бы, похожи на правду. А вот середина больше напоминает какую-то компьютерную игрушку, в которой навороченный герой в одиночку шинкует в капусту целые отряды атакующих врагов, периодически подзаряжаясь от какого-нибудь "healing potion". Наверное, к концу рассказа лечилки кончились, и тогда плохие победили хороших. Впрочем, может быть, и наоборот.

Еще один образчик... ммм... "турбореализма".

З.Ы. Все IMHO. :)

25. Минасян Т.С. Сильные переживания.

Мистическая история о том, что...

...Нет, не получается у меня спокойно читать подобные рассказы. Терять близких... друзей... да даже хороших знакомых - это страшная боль. Поэтому я всегда вздрагиваю, когда читаю рассказы, в которых описывается подобная ситуация и продлагаются решения типа "пусть печаль твоя будет светла" или "а ты наплюй". А вот конкретно в этом назидательном рассказе проводится мораль: "даже если хочется, плевать все рано нельзя - наказуемо".

Может, кому-то это морализаторство и по душе. А мне резко перепендикулярно. Это как "не ешь людей - невкусно". :( Извините.

З.Ы. Не знаю, можно ли считать "свежей" непритязательную проповедь базовых этических принципов. Ну, наверное, да.

26. Герасимова И.А. Колодец

Шрифт 10 pt, форматирование по центру - бедные мои глазоньки! :(

Нравоучительная детская сказка о том, что надо беречь природу.

Написано, вроде, старательно, но при чтении постоянно вздрагивается и нервно хихикается. Например: "...до сих пор сохранились медведи, волки и лисы" - а зайцы??? :) "...Из сосновой коры вырезал..." - точно из сосновой? И вообще, как-то трудно представить себе сосновый лес "дремучим". Сосна - светолюбивое дерево. Сосны растут, не затеняя друг друга, "соблюдают дистанцию". Какая уж тут дремучесть? Да и кора сосновая - не самый лучший материал для поделок. "...Он заглянул под кровать: там была студенистая белая лужица" - гм... и еще раз гм... Автор, вам рассказать, что означает "студенистая белая лужица" под кроватью у мальчика, или сами разберетесь? :) "Мховый покров" - моховой? "Бог спас - прошел краем" - кто, Бог? "Глаза налил" - залил?

Далее. Ну это моя вина, читателя. Но все равно - я пробуксовывал в тех местах текста, где встречались диалектизмы: "чаруса", "ледыри", "можевичка" и т.п. Все время ощущал себя читателем какой-то фэнтезюхи, Автор которой забыл прикрепить к тексту карту Мира и присовокупить словарик с терминами.

Общее впечатление о рассказе - невысокое. :(

27. Гольштейн С. Лес

Сказка или притча про современных Маугли.

Автор старалась писать красиво, и, кажется, несколько раз перегнула палку. Например, вот здесь: "Лес звучит тишиной. Он заполнен ею..." и "Тишина здесь наполнена..." - про матрешек пишем? Еще странная фраза: "Вонь бензина и пролитого масла из слегка подтекающего мотора, шелест трения шин, соприкасающихся с дорогой, гул переключения скорости в коробке передач..." Не согласен с авторской сентенцией "Все эти ненужные, казалось бы, подробности, абсолютно необходимы..." Зачем нужны уточнения, что масло пролито именно из слегка подтекающего мотора? Что шины шелестят не сами, а в результате соприкосновения с дорогой, вызывающего трение? Что скорости переключаются в коробке передач с гулом (да? а мне обычно слышится скрежет). Какой-то учебник по автоделу получился. :(

Далее. Вот еще плохая фраза: "цепь странных, загадочных событий, случившихся в этом зачарованном лесу". Читаем дальше, и ничего зачарованного в лесу не наблюдаем. Никаких загадочных событий тоже, тем более их цепи. Такое впечатление, что Автор честно собиралась написать про все это... но сюжет сам увел ее в другую сторону.

Лохматый - это недовыстрелившее ружье. "Для атмосферы" его слишком много, "для сюжета" - мало.

Вот еще непонятки. Первая фраза: "И вспоминал о том, что я не лес. Я - человек. " Вторая фраза: "В самом деле - кто же я? - вдруг подумалось мне". И, наконец: "Я лес". Какой странный главгер: вспоминает одно, думает другое, а говорит совсем третье.

И еще, маленький мальчик разговаривает языком очень взрослого человека: "Лес, это то, что вокруг тебя, а ты человек, хоть и зарос так, что разглядеть это трудно."

Концовка скомкана.

Чем более красиво и надрывно пыталась сочинять Автор, тем менее искренним мне казался этот рассказ. Извините. :(

28. Deadly. Личный досмотр.

Незатейливый такой бевичок "про пришельцев". Вот, честное слово, чего-то такого мне постоянно не хватает на современных СИ-шных конкурсах. Пусть штамп, и все предсказумо, но чтобы было читабельно, чтобы присутствовал драйв. Устал уже полоскать мозги всякой стерильной и назидательной кислятиной.

Да, а Автору хотелось бы пожелать более крепкого, ядреного языка и более достоверной проработки обстоятельств. Найдите в Инете "Все, способные носить оружие" Лазарчука. Или Бушкова ("Дождь над океаном", "Великолепные гепарды" и т.п.). Или переводы каких-нибудь поляков ("Авторский вариант" Вольского, "Космопол" Фальтцманна и др.) Думаю, Вам понравится и будет очень поучительно.

Общее впечатление: не очень, но это _пока_. :)

З.Ы. Гы, оказывается "Deadly", "Deadly. Arrow" и "Deadly arrow" - разные авторы. :)

29. Арденис З. Чистый четверг

Значит, так. В "чистый четверг" положено готовиться к Пасхе, варить и красить яйца, убирать помещения, мыться, зажигать специальную "свечку чиста четверга" и т.п.

Героиня слезливо жалуется компьютеру, потом наблюдает, как вместо свечки пускают фейерверки, а сама она сжигает швабру.

Какая-то меланхоличная и маловразумительная зарисовка.

30. Емелюшка. Одна ночь в году

Грустная мистическая сказка о том, как всего один раз в году...

Штамп, конечно. Но тут вся игра на атмосфере, на образах, на стилистике. Вроде бы, получилось.

Хотя, после прочтения остается какое-то смутное недоумение: что за эпоха? что за местность? почему никто не обратил внимание на странных посетителей? Я понимаю, что абстрактность антуража и персонажей - одно из условий рассказа, что добавь побольше конкретики - и рассказ рухнет под ее тяжестью. Но все же, мне кажется, что какими-то тоненькими-тоненькими мазками нужно было обозначить "второй план". Возможно, это добавило бы загадочности, оттенило бы эмоциональный аромат рассказа. А пока рассказ есть, но он какой-то плоский, лежит и не играет. Не хватает в нем какой-то изюминки... IMHO.

31. Заметил-Просто И.Д. Бд-8: Репка

Вот так вот, взять, да и в очередной раз обстебать со всех сторон "Курочку Рябу". Или "Красную Шапочку". Или "Колобка". Или... во! Точно! "Репку"! Что Автор и сделал. А чего стесняться-то? Кто запрещает?

Глюки с запятыми: "значит плохо пробовал", "мутанты и все тут", "ради того чтобы", "может у тебя" и пр.

З.Ы. Рекомендую подарить текст Петросяну.

З.З.Ы. Автор, рассказ-то неплох. Это у меня отвратительное настроение. :(

32. Рыся Бд-8: Клис вне традиций

У меня такое ощущение, словно идею рассказа придумала.... эээ... например, Леданика. Ну, а написала уже Рыся. :) Ну, право же, сравните, например, с этим. :)))

Ну ладно, давайте серьезно. Итак, перед нами классический литературный прием: замена. Автор ставит эксперимент - в качестве материальной субстанции, лежащей в основе общества, выбирает слово и его всяческие производные (речь, текст, предложения, фразы, глаголы, наречия и т.п.) и наблюдает, что стало с обществом. Персы кушают слова и производят их же, правда, организованные в рассказы и стихи. Сюжет основан на не менее банальных конфликтах: главгер не понят ни начальством (т.к. "гонит" нестандартную литпродукцию), ни женой (т.к., благодаря смвоей нестандартности, является плохим "добытчиком"). Ну, а уж хэппи энд и намек, что начальство ругает главгера, а само втихаря пользуется плодами его труда, - предсказумо почти с начала рассказа.

Мне не очень понравилось. Механистично как-то. Представь, что герои кушают сено. Опиши мир. Представь, что герои кушают числа. Опиши мир. Представь, что герои кушают слова... Много, много еще чего не перепробовано. А надо ли?

33. Чернышева Н. Даша

Жила-была сиротка. И не было у нее ни мамы, ни папы, ни дедушки, ни бабушки. И глазок у нее тоже не было. А муж был скотина. Тогда пошла сиротка в церковь, помолилася, и Боженька подарил ей экстрасенсорные способности.

А написано грамотно и красиво. Но все равно - "сАбачЬка". :(

34. Гном-А-Лле Бд-8: Три подарка феи

Опять сказка. Видимо, о том, что дети должны расти и воспитываться с установкой "не высовывайся". Я вот так понял мораль этой сказки. Причем, мораль предназначена не самим детям (а что с них взять? чему их научишь, то из них и вырастет), а, в первую очередь, родителям, учителям и прочим добрым феям, которые так и норовят воспитать свое чадушко самым умным, самым красивым и самым добрым... со всеми, вытекающими отсюда, последствиями.

А написано "ничотак". Ровненько и красивенько. Хотя, такое ощущение, что "эхо горное - один аук" и прочие ингридиенты волшебных зелий в этой сказке немножко лишние. Я понял, что хотел сказать Автор. Он хотел сыграть на противопоставлении: "ветер весенний" vs "крылья и когти". Но вот не хватает какой-от мелкой логической ступеньки, чтобы "ветер" с "когтями" столкнуть непосредственно. IMHO.

35. Горностаев И. Бд-8: Из меди и лития

Замечательный рассказ. Настоящая крепкая литература. В некотором смысле, пинок под зад всяким "течениям" и их почитателям, которые "нипадеццки пруццо" от всякой фигни, например, от инсталляций типа железной болванки.

Нехорошо царапнуло глаз: "Я большой, белобрысый, курносый, бородатый, шумный... " и т.п. Словно похвальба Бармалея во время детского спектакля: "Я кровожадный, я беспощадный, я злой..." Что-то я не припомню, чтобы в серьезной литературе герои, ведущие рассказ от первого лица, так аккуратно и старательно давали развернутую характеристику "своему образу". Как-то... не принято. :)

Жалко только, что у рассказа довольно много шансов получить от судей вердикты "не интересно" и "это не фантастика".

36. Аарон К.М. Бд-8: Холодный дождь

Постапокалипсис. Красиво. Выискивать "блох" и критиковать не хочется.

Но желательно, все-таки, понять - о чем рассказ? Неужели он написан только для того, чтобы в поэтической форме довести до читателя интерьеры и пейзажи умирающей планеты? Упал метеорит, и климат изменился, и все живое медленно-медленно, неделя за неделей, месяц за месяцем задыхается, заливается водой и т.п. Оставшиеся в живых люди могут спастись? Или не могут? Или не хотят? "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые". Кажется, это все, что хотел сказать Автор?

37. Лысенко С.С. Бд-8: Драйвтекк

Гм. Не "поэл". Это кусочек "Заводного апельсина" на новый лад?

Сюжета не наблюдаю. Какой-то идеи - тоже. Зато вижу нетривиальную игру словами.

Но не могу понять - Автор недоигрывает? Переигрывает? Мои образы, видимо, совсем другие. "Оросив слюнями..." - главгер олигофрен? "Прогорланил "- слово из другой языковой ниши, слишком "устар." и слишком "литературн.". "...Самой высокой тусовщице..." - может, самой "длинной"? И таких мест много. Ощущение, будто главгер сам нетвердо владеет своим жаргоном. Случайно? Специально? Не могу отличить. Не складывается образ главгера. Книжный мальчик, ушедший в тусню?

А где фантастика-то?

Не мое.

38. Борисовна И. Загадочный случай.

Анекдот, растянутый на несколько килобайтов.

Коряво: "Возьмите, должно быть, его!". Лучше вставить слово "это". Иначе получается нечто, сильно напоминающее один из рассказов про Ш. Холмса: "Дело, мы полагаем, сделано. Фазаньих курочек берегитесь". И т.п. :) Вообще, эта второстепенная героиня какая-то странная: "Телефон вы записали... Удачи!" Чувствуется какая-то старушачья снисходительность, не вяжущаяся с образом "маленькой хрупкой девушки".

Эпизод с обнаружением бомжа под скамейкой прописан, кажется, неудачно. Здесь, на мой взгляд, надо было разжевать читателю: о! еще один! что с ним делать? да это бомж... и т.п. А фраза "Боже, только не это!" - отдает манерничаньем девиц из "Дома-2". IMHO. :)

Концовка, конечно, неожиданна. Но она настолько неожиданна, что даже вызывает отторжение. Нельзя так сразу, Автор. :) Поскольку концовка ничем не обоснована (ударом по башке? это учителя, а бомжа-то никто не бил), то выглядит она странно и инородно.

А задумка хорошая. И язык местами неплох. Мне кажется, над этим рассказом еще надо поработать.

39. Ос С., Джи М. Бд-8: Медный грош

Ай, вэйз мир! Опять красивая, тщательно написанная... но "сАбачЬка". И ничего с этим не поделаешь.

Сабина Гольштейн написала про маленького еврейского мальчика во время войны. ОС С. и Джи М. - про маленькую еврейскую девочку во время войны. Голдин И. - про маленьких еврейских детишек во время войны (в мой обзор не вошло, но я прочитал). Я понимаю, что холокост - тема очень болезненная. Я понимаю, что судьбы всех этих убиенных миллионов до ужаса схожи. Но вынужден констатировать штамп.

Кстати, весь рассказ написан гладко, но вот первая фраза... "...С длинными волосатыми ручищами, выпирающими из-под закатанных рукавов..." Т.е., рукава где-то лежат, а из-под них лезут-лезут, и никак не вылезут "волосатые ручищи"?

З.Ы. И фантастики - ни грамма. Рассказ "случайно заблудился" и "ошибся конкурсом"?

40. Герасименко А. Бд-8: Безвыходное положение

Хороший, ловко придуманный и гладко написанный рассказ. Сюжет... нет, юННое поколЭние прошу не волноваться, Гаррипоттер в этой теме случайно оказался... На самом деле, это словно бы развитие идеи АБС. Помните, в ГО Наставники заставили Андрея Воронина, проникшего в Красное Здание, играть в шахматы на собственных друзей? Вот, это оно и есть.

Итак, некие неопределеные всемогущие силы "выдергивают" людей и заставляют их играть в древнюю индийскую забаву, используя в качестве фигур самих себя. Простейший эндшпиль - два короля и одна пешка, которая, как известно, достигнув 8-й горизонтали, превращается в любую фигуру. Усложнение правил - этой фигуре можно менять цвет. Кто проигрывает, тот...

Естественно, масса психологических моментов - явно не для 12 Кб. Но, вроде бы, Автор справился.

Но грустный какой-то вывод: кем бы ни хотел быть, а заставят - пауком в банке.

41. К.И.С. Апокалипсис? Ровно в полдень!

Легкая прикольная историйка о том, как детишки, балуясь, создали какую-то страшную бяку из голливудских фильмов, которая размножается, кусая своих жертв.

Слово "лакуна" вызывает слишком явные ассоциации с ВГВ. Монолог мальчика, начинающийся с "по приколу", далее вырождается в техническую лекцию, прочитанную взрослым профессорским языком. "Боже мой, замок" - тоже не слишком детское выражение.

Насчет шаблоновости - "шоб да, так нет". Но, скорей всего, я уже через 5 минут про этот рассказ забуду.

42. Гинзбург М. Бд-8: Сказка про Черную Шапочку

Снова анекдот, "сваренный" из сказки. В N31 я уже предсказывал, что кто-нибудь поюзает для своего рассказа "мамзель Шапо Руж". И вот, пожалуйста. :)

На полном серьезе рассматривать художественные достоинства и недостатки анекдота - рука не поднимается. Но, однако же, впомнилось, что якобы подлинный автор сюжета - не Шарль Перро, а братья Гримм, и у них была довольно жесткая историйка про изнасилование малолетки с моралью: не ходите, девки, в лес, чтоб никто в ***** не влез. Автор данного же рассказа пошла дальше: хотя сексуальные намеки в тексте присутствуют, Волку, пожалуй, стоило бы сделать ноги от юной особы, облаченной в КШ.... пардон, в ЧШ. Может, лучше в Черную Беретку? :)

Да, а в прошлом году я видел ТВ-передачу про школьников, в которой команды "эрудитов" генерировали разные перепевки этого сюжета: и что Шапка съела Волка, и что Шапка съела Бабку, и что Бабка съела Волка... Победили те, которые придумали более 20 вариантов, но и проигравшие отстали от них не сильно.

Спасибо, Автор. Вы заставили меня, читателя, улыбнуться уголком рта. Но... Неужели, вы рассчитывали на большее? :)

З.Ы. Образ Шапки: тощая, глаза припухшие, под шапкой короткая неровная прическа (концы волос рыжие, макушка русая), в ноздре колечко, передние зубы синие (дешевые пластмассовые коронки), голос сипловатый (курит, наверное), сидит на пеньке - ногой болтает, то сует ее в башмак, то вынимает. Дитя порока. :)

43. Вознесенский В.В. Бд-8: Дышать закатом

Как и всегда у этого автора - красиво. Научная фантастика. Звездолет потерпел аварию на далекой планете, заселенной эльфами, троллями, драконами и прочей фентезийной живностью. Но атмосфера непригодна для дыхания. И вот, "робинзон" бродит по планете в скафандре - ни на солнышке погреться, ни цветочков понюхать...

...И медленно сходит с ума.

Хорошая зарисовка. Свежая. Яркая.

P.S. Подумавши немного: а почему это главгер такой образованный? Откуда он, простой техник грузового судна, знает, кто такой Марк Лициний Красс, и не просто знает, а даже обзывает этим звучным идентификатором инопланетную зверюшку? Не Бобиком, не Трезором, не Самоваром, а именно Марком Лицинием?

44. Key K. O

Суперское название. Всеобъемлющее. :)

Печальная мистическая история про... как их правильно называть... аутистов? Оказывается, аутисты безразличны ко внешнему миру просто потому, что они прекрасно могут обходиться без человеческих тел. Тела им только мешают. И когда они находят свою "половинку", то просто покидают свои бренные оболочки и уходят, взявшись за руки.

Написано просто и коротко. Мне понравилось. Хотя, история, конечно, очень и очень девчачья. :)

45. Медведева Е. Бд-8: Я боюсь за тебя

Сильно, профессионально написанная история про человека, Забирающего Страхи. То-есть, грубо говоря, существует человек, освобождающий других от фобий, от неврозов, от навязчивых страхов и т.п. Но принимает он всю эту гадость в себя.

Мне показалось, что рассказ чуть-чуть затянут. Что Автор увлеклась Мартами, Мартиками, авариями, переживаниями, и т.п. И концовка получилась очень предсказуемая, и какая-то... необязательная, что ли. А рассказ в целом - неярким, не эмоциональным, ничем не цепляющим.

46. Леданика Бд-8: Он... потерялся

Очередная притча.

Написано, в традициях этого Автора, очень аккуратно, красиво и... в ее же традициях, - пресновато. Как рыбий жир - очень полезно и довольно невкусно. Нет, ну образы-то прописаны хорошо. И все очень красиво и гладко изображено. Перцу не хватает. Да даже не перцу, а обыкновенной грубоволокнистой пищи, которая, как известно, для желудка полезна, в отличие от чистых витаминов, жиров, белков и углеводов. :)

Рассказ - про некую заразу, которая не лишает человека возможности мыслить, но отключает ему волю. В принципе, не фантастика: подобной гадостью больных в дурдоме "укалывают", причем, не обязательно буйных. Чтоб спокойно сидел на кровати и пустыми глазами смотрел на стенку. Потом оказалось, что для предотвращения развития эпидемии больных казнят. Тоже не фантастика. Фашисты избавлялись от своих душевнобольных аналогичным образом. Потом - сюжетный поворот с запахом черного юмора. Даже что-то данихновское мелькнуло. У него: "Я нахожусь на улице, подвешенный к столбу... У меня сломана шея, и я, кажется, мертв". У Автора: "Наконец, завели в какой-то коридорчик, поставили возле стенки... и - убили... На небе мне предложили на выбор рай или ад". Мелькнуло... и пропало, словно испугавшись. А жаль.

Вообще, авторская сентеция, если я ее правильно понял: смысл жизни потерять не страшно, потому что его, как такового, не существует. Но подано как-то апатично. Если главгер сам не хочет, Вика должна была попытаться запихнуть в него смысл жизни. Приключеньице какое-нибудь можно было организовать, чтоб вот-вот... а главгер опять "лекарство" не принял и отрыгнул. И уж тогда, как наказание, к нему - "двое в форме", и далее, по сюжету.

Мне кажется, рассказ не дописан. Или, наоборот, неудачно сокращен. IMHO.

47. Комарницкий П.С. Бд-8: Попытка коррекции

Довольно типичный перевертыш про Прогрессоров. Или про Ангелов?

Короче говоря, оказывается, что Александром Македонским всю жизнь при помощи передатчика, замаскированного под амулет на цепочке, руководили некие Прогрессоры. Сначала они заставили его завоевать полмира, а потом потребовали упразднить рабство и ввести демократическую форму правления. Ну, или что-то в этом духе. А он, не будь дурак, отказался. Действительно, надстройка определяется базисом, а не наоборот. Маркса надо читать, уважаемые Ангелы.

Тут-то Прогрессоры и обиделись, отняли у главгера передатчик и сделали "дяде ручкой". То-есть, крылышком. Конец рассказу, но мы-то историю учили и знаем, что там дальше с Шуриком приключилось. Ничего особенного: кирдык пришел.

Это все хиханьки да хаханьки, но если серьезно, то рассказ мне показался пустоватым. Все эти пейзажи и диалоги - чего ради?

Зато рассказ довольно хорошо ложится в СИ-шную "шаблоновость".

48. Лойт Бд-8: Ночные глаза серого зверя

А вот еще один "типичный" рассказ. Но по-хорошему "типичный". Из тех, прочитав которые, так и хочется воскликунуть: ба! как все просто! ну, почему же это не я написал? :)

Действительно. Простое и лаконичное фантдопущение: некая зверюшка-невидимка, которая понимает человеческую речь и любит смотреть на огонь. И все крутится вокруг этого. И романтичная молодежная компания, которая оказывается подлой браконьерской шайкой, которая творит свое черное смертоубийство не корысти ради, а по недоразумению и опять-таки - из романтических соображений, а потом оказывается, что это не такое уж и смертоубийство...

Придумано хорошо - неожиданно и не прямолинейно, но и не заумно. Рассказано хорошо - с тонкой, еле заметной улыбкой. Написано хорошо - без ошибок и корявостей слога.

Впрочем, Логинову видней. Он что-нибудь всегда найдет. Даже, если этого ("чта-нибудь") там и нет. А, может, и есть. Подождем...

49. Эстерис Э. Бд-8: Башня и дева

На мой взгляд, типичное "потокосознание", замаскированное фэнтезийным антуражем. Какая-то башня, какая-то Империя (которая иногда пишется с "и", а иногда с "И"), какие-то жрицы, любовная сцена, обернувшаяся непорочным зачаитием... Все это без начала, без конца, без четко прописанного мира - какой-то отрывок чего-то. Намеки, ассоциации, аллюзии... которые у меня не ведут никуда, сорри. :(

Любопытная ситуация. Рассказ в некотором смысле - очень типичен. Я даже ожидал, что подобных в моей выборке будет много. По крайней мере, в прошлом году на "Козе" от очень похожих текстов в группах было черным-черно, да и в финале они, вроде бы, наблюдались. Но...

Что ж. Примем к сведению: для лета-2008 данный рассказ не характерен. :)

50. Морская М. Бд-8: Жить со смертью

Гм... Боевичок-с: СПИДоносцев отправили на далекий остров, где они умирают, а еще над ними проводят эксперименты. Главгер не выдержал, восстал, всех переколбасил и угодил под высшую меру. Оказалось - зря старался: абсолютное лекарство как раз в этот момент и изобрели.

Еще раз гм... Это что, альтернативная история? Если да, то очень неубедительная. И дело не в том, что "нэ так это било". Достаточно заменить ВИЧ на какой- нибудь XYZ, и подобные претензии уже не пляшут. Но! Почитайте газеты, посмотрите ТВ: _реальные_ сюжеты, закрученные вокруг _реальных_ неизлечимых современных болезней, гораздо более ярки и трагичны.

Этот сюжет еще прокатил бы лет 20 назад. Но сейчас я просто пожимаю плечами.

З.Ы. А образ главгера - шаблонен и сер: истеричный нонконформист с мускулами.

51. Малахова В. Бд-8: Борт 1743

Не понравилось - категорически. :( Штамп на штампе едет и штампом погоняет.

Какой-то перенаселенный мир с тоталитарным устройством. Главгер, томящийся то ли от неразделенной любви, то ли от "аглицкого сплина". Финал с самоубийством (а еще бывает - в птичку превращаются... или в рыбку). Все было, было, было 1000 раз.

И, как издевка, написано современным, "СИ-шным" многозначительным языком. _Ложно_ многозначительным, потому что все и так с первой строчки было понятно.

Автор, я разочарован и обижен. :(

52. Джи М. Бд-8: Там, на юго-востоке

Н-ну... крепкий такой перевертыш. Классический. Сюжет - в стиле Варшавского. А имена персов - в стиле Шекли (у того был Том Рыбак, а у Автора - Барри Садовник).

Кажется, замаскировывая финал, Автор немного перестарался: "мама трахается с соседом" - а роботы точно знают, кто это такие, в чем заключается этот процесс и в каком месте надо смеяться? Ну, и еще несколько перегибов имеются.

Опять смешная ситуация. Слово "глупый перевертыш" все судьи знают, все (продвинутые) Авторы боятся получить подобный вердикт и подобных текстов давным-давно не пишут. И поэтому рассказ выглядит, как это ни странно, достаточно свежо. Хоть и "штамп". :)

* * *

Итак, резюмируем. Современный СИ-шный рассказ, написанный Автором из "золотой сотни", это...

Во-первых, я пришел к выводу, что выборка очень нерепрезентативная. Странно, но в ней практически отсутствуют: 1) киберпанк; 2) фэнтези; 3) мистка. Не так, чтобы совсем уж отстутствовать, по 1-2 штучки ведь встречаются, но не более того. По-видимому, Авторы - очень прагматичные люди. Они выложили на конкурс свои рассказы, "заточенные под Логинова". Правда, имеются несколько работ, для которых это правило не выполняется , но это - либо рассказы, случайно затесавшиеся в выборку, либо рассказы, Авторы которых с самого начала ориентировались "на отдых и развлечение", но никак не на "победу". И есть очень мало (всего два или три) рассказа, авторы которых смело гнут свою линию, не обращая внимания на всяческие конъюнктурные аспекты, но это сами по себе очень сильные работы, и написали их признанные МТА.

Тем не менее, если Логинова вынести за скобки, все равно в рассказах просматриваются некие общие черты, характерные не только для "БД", но и для других конкурсов.

1. Среди 52 рассказов больше половины (а конкретно, 29), написаны Авторами, которые являются и позиционируют себя "мальчиками" (впрочем, один Автор позиционировал себя двояко :) ), но с тематической точки зрения выборка - напропалую "девчачья". Типичные темы: "про жизнь", "про любовь", "про детей" и т.п. Например, у Джи Майка в "Там, на юго-востоке" сюжетообразующей деталью, напоминающей о погибшей цивилизации, является не грузовик на веревочке, не юла, но - кукла. :)

2. Наиболее типичными формами являются сказки, притчи, аллегории и т.п. Авторы не склонны к рациональному восприятию и описанию своих миров. Если так можно выразиться, философский базис 80% рассмотренных рассказов - экзистенциализм.

3. О романтике. Похоже, Авторы знакомы с этим понятием только посредством ТВ и только в форме "романтический ужин при свечах". :) Единственный пример "нелюбовной" романтики я обнаружил только в рассказе Зубкова А.В. "Белые крылья". Суровая такая, "мальчуковая" романтика - романтика боя. "Диффчонкам" (коих, как выяснилось, подавляющее большинство) этого не понять. :)))

4. Тотальный пессимизм. Почти все рассказы написаны в миноре. Пессимизм и личный, и коллективный, и биологичесчкий, и технологический. Всего два рассказа я обозвал в обзоре "слезодавилками", но, на самом деле, их гораздо больше. Гибнущие цивилизации, больные дети, ушибленные рекламными плакатами старики, инвалиды, казни, теракты, самоубийства, одиночество... блин, да что же это такое, а? Ребята, все это давно уже не "щекочет воображение", все это вгоняет в депрессняк. Нет у героев солнечного мира, куда можно вернуться. Нет, не было и не ожидается. Один лишь рассказ выбивается из этого мрачного гниющего строя - "Красная свадьба" Кёрки (но он, к сожалению, реализован слишком слабо).

З.Ы. Кто там обещал против хэппи эндов воевать? Идите в пень! Довоевались. Читать без валерьянки невозможно. :(

З.З.Ы. Да, и на закуску. Мои личные фавориты, т.е. те, за кого я буду болеть.

1. Горностаев И. Бд-8: Из меди и лития. Мне кажется, этому рассказу нужно очень много удачи, чтобы его поняли и оценили так, как он этого заслуживает. Его нельзя читать по диагонали. И не факт, что он доберется до финала. :(

2. Лойт Бд-8: Ночные глаза серого зверя - а этот рассказ, напротив, очень читабелен и вдоль, и поперек, и кверху ногами. Вероятно, у него не будет больших проблем с выходом в финал, но вот там... В принципе, рассказ-то довольно легковесен, вторых-третьих планов не имеет. Как к этому отнесется Арбитр?

3. Герасименко А. Бд-8: Безвыходное положение А вот зацепило. На душу легло.

Есть и еще рассказы, которые мне понравились и за судьбой которых я буду следить. Их много, штук 10. Но это уже совсем другая история...

З.З.З.Ы. По итогам полуфинала. Гм. Видимо, априори составляя список обзираемых рассказов, я "слегка" ошибся. Противу ожиданий, в финал вышли очень немногие. (Хорошо, что хоть Горностаев пока играет). Зато 80% рассказов из моего обзора угодили в утешительный "Список Мошкова", в этакую богадельню для СИ-шных пенсионеров. Это что же, массовое ниспровержение авторитетов? Резкое изменение читательских вкусов? Ню-ню, будем посмотреть...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"