Шурыгин Александр : другие произведения.

Леонардо да Винчи. Воплощённая идея

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Очерк об одной из осуществлённых идей Леонардо да Винчи

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ВОПЛОЩЁННАЯ ИДЕЯ

В 1997 году специальным авиарейсом из Нью-Йорка в Милан была доставлена скульптура коня, которую здесь давно ожидали. Её красота, тщательнейшая проработка всех анатомических деталей лошадиной стати, и, конечно же, размеры (высота без пьедестала около семи с половиной метров) сразу же привлекли и продолжают привлекать к ней особое внимание. Но главное, что наполняет гордостью сердца миланцев (да и не только миланцев) при взгляде на столь уникальное творение - это то, что скульптура является возрождённым замыслом великого итальянца и гения мировой культуры Леонардо да Винчи.
В наши дни конь Леонардо стал одним из символов Милана, наряду с такими шедеврами зодчества и изобразительного искусства, как собор Дуомо, замок Сфорца и "Тайная вечеря" в бывшей трапезной монастыря "Санта Мария делла Грацие".
Об интересной, а порой и драматичной истории создания этой скульптуры повествует настоящий очерк.

***

В 1481 году Леонардо да Винчи предложил свои услуги в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и художника новому миланскому герцогу Лодовико Сфорца, известному меценату и покровителю искусств.
Предложение было принято, и с этого времени начинается длительный и плодотворный миланский период жизни и творчества Леонардо. В эти годы он написал знаменитую "Тайную вечерю", "Мадонну в скалах", "Даму с горностаем", украсил фресками стены зала della Asta в замке Сфорца. Во многом благодаря Леонардо и архитектору Донато Браманте замок Сфорца во время правления Лодовико стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворцов на территории Италии.
В числе прочих работ по совершенствованию архитектуры и интерьеров этого замка он приступил к исполнению ещё одной своей идеи - созданию величественной бронзовой конной скульптуры с всадником, которая символизировала бы отца Лодовико, герцога Франческо Сфорца, послужила бы ему памятником и была бы установлена на площади перед замком Сфорца, который в то время уже являлся герцогской резиденцией.
Леонардо выполнил огромное число набросков и эскизов фигуры коня, на котором должен был восседать Франческо, и сделал, наконец, свой выбор. Вот один из эскизов, послуживших основой для создания скульптуры.

 []

На работы по подготовке и созданию гипсовой модели коня ушло почти десятилетие - огромная требовательность Леонардо к тонкости передачи анатомических и художественных деталей скульптуры требовала постоянных уточнений и изменений. Да и размер её впечатлял - без всадника она достигала высоты более семи метров, а на её последующую отливку в бронзе требовались многие тонны меди. Модель поэтому была готова и выставлена на обозрение только в 1493 году. Считается, что именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым.
Далее Леонардо должен был приступить к скульптуре всадника, но работа над "Тайной вечерей", начавшаяся в 1495 году, и сбор пожертвований на покупку меди задержали лепку этой фигуры, а последующие неожиданные обстоятельства и вовсе её прервали.
В 1499 году миланцы, недовольные правлением Лодовико, взбунтовались, и в отсутствие герцога впустили в свой город войска французского короля Людовика XII, претендовавшего на Милан. И хотя пробыли здесь эти войска недолго, они разрушили созданную Леонардо гипсовую модель коня, превратив её в мишень для своих стрелковых упражнений. Осталась от неё лишь груда гипсовых обломков. Да и медь, заготовленная, якобы, к этому времени, была потрачена Лодовико на изготовление пушек, которые, кстати, не смогли ему помочь - вскоре он был выдан французам и умер в 1508 году в заключении.
Миланский период жизни и творчества Леонардо на этом закончился, и он вернулся во Флоренцию.

***

Идея возродить утраченную конную статую возникла почти через половину тысячелетия со времени утраты этого шедевра, в 1977 году, у бывшего американского военного лётчика и скульптора-любителя Чарльза Дента. Он прочитал очерк о "коне Леонардо" в журнале National Geographic, и, как об этом пишут, был потрясён варварством французских войск, уничтоживших этот скульптурный шедевр. При этом у него возникли определённые ассоциации с бомбардировками, которым подвергалась Италия в годы второй мировой войны (в них участвовала и авиация США), приведшими к разрушению многих исторических памятников.
Дент разыскал подлинные, выполненные Леонардо эскизы рисунков этого коня в мадридской библиотеке, и решил за счёт пожертвований осуществить идею её автора - отлить бронзовую скульптуру такой, какой её изваял из гипса Леонардо да Винчи. Кстати, конечной целью своей Дент ставил возвращение скульптуры в Милан, как своеобразное покаяние за разрушение во время бомбардировок памятников культуры Италии. Благородная цель, не правда ли?
Всю оставшуюся жизнь (он скончался в 1994 году) посвятил Чарльз Дент воплощению в жизнь своей идеи, но так и не успел закончить эту работу, хотя и создал модель коня в "натуральную" (т.е. такую же, как у Леонардо) величину. Однако, эта модель, по мнению специалистов, требовала доработки, и после смерти Дента к работам была привлечена скульптор Нина Акамо, американка японского происхождения, увлечённая идеей Дента.
Наконец, в 1997 году окончательная модель была готова, и по ней была отлита бронзовая фигура огромного коня, восставшего с эскизов Леонардо. Весила эта скульптура 13 тонн, высота её - 7,5 метра (без пьедестала). Как уже было сказано в предисловии, специальным рейсом итальянской авиакомпании она была отправлена из Нью-Йорка в Милан.
К сожалению, бронзового колосса не удалось установить там, где хотели видеть его Леонардо и Дент - на площади перед замком Сфорца. Миланский мэр и городской совет нашли для него другое место, в новом парке около ипподрома Сан Сиро.

 []

У этой фотографии, сделанной в Милане, есть небольшой недостаток - при взгляде на неё не создается впечатление всей монументальности этого творения зодчих, так как на ней нет фигуры или предмета, величину которых можно было бы сравнить с размерами скульптуры.
К счастью, этого недостатка лишена другая фотография. Но прежде чем продемонстрировать её, я хочу рассказать, что копии скульптуры, установленной в Милане, имеются в США в парке Frederik Mejer Gardens and Sculpture Park, близ Гренд Рэпидса, шт.Мичиган (здесь установлена гипсовая копия, окрашенная под бронзу), и в Японии (копия из фибергласа, позолоченная).
Вот какой великолепный снимок коня Леонардо, установленного в парке Мейера близ Грэнд Рэпидса, опубликовал здесь, на российском Фотосайте Олег Жданов (Oleg Zhdanov, ник oldet) из Детройта:

 []

На этом снимке прекрасно просматривается контраст между грандиозностью скульптуры, изготовленной по рисункам Леонардо и воспоминаниям его современников, и фигуркой ребёнка, пробегающего у ног коня. Кстати, обратите внимание - конь этот стоит без постамента непосредственно на парковой площадке!
Посмотрев этот снимок, можно в воображении представить себе, каким неповторимым и ещё более величественным был бы миланский памятник в виде восседающего на этом коне Франческо Сфорца, если бы Леонардо удалось в своё время полностью осуществить свою задумку.
Ну, а то, что удалось сделать Чарльзу Денту и Нине Акамо, можно смело назвать воплощением идеи великого Леонардо.

P.S. Посмотрите также другие очерки из раздела "Зарубежье":"Карловы Вары.Первые впечатления", "Москва в дни чемпионата мира по футболу 2018", "Старый Париж на почтовых открытках", "Старый Париж на рисунках и в живописи", " Другой Париж", "Вспоминая комиссара Мегрэ", "Познакомьтесь - это боодог", "", "Санторин. Фотозарисовки", "Шведские зарисовки",

А.Шурыгин, 2010г.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"