Зусманович Семен : другие произведения.

Фархуд, еврейский погром в Ираке 1941г. Еврейские беженцы из арабских стран. Миф о причине изгнания евреев из Ирака в образовании Израиля в 1948г

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Фархуд, еврейский погром в Ираке 1941г. Еврейские беженцы из арабских стран. Миф о причине изгнания евреев из Ирака в образовании Израиля в 1948г

Пример первый, Фархуд, еврейский погром в Ираке 1941г

  
   Примечание 1 к статье:
  
   Еврейские и арабские беженцы на Ближнем Востоке 1948-1952гг и ныне. Завершить обмен населением. Израиль принял большинство еврейских беженцев из арабских стран, 22 арабских государства должны принять арабских беженцев. Часть Первая "еврейские беженцы"
   В 1948-1952гг арабские страны силой изгнали 850 тысяч евреев, коренных жителей с 25 вековой историей, забрав все их имущество. В 1948-1949гг арабы по призыву арабских лидеров сами покинули территорию тогда Палестины, чтобы арабские армии смогли выкинуть евреев в море. 400-420 тысяч арабов бежали сами, против 850 тыс евреев, изгнанных силой. Полностью исчезли еврейские общины в арабских странах с древней историей. Решение вопроса, закончить обмен населением, 22 арабские страны должны принять арабов Газы и Иудеи-Самарии.
  
   Крайне редко упоминают вообще еврейских беженцев из арабских и мусульманских стран. Если в редких случаях под давлением их признают, указывают, что это реакция на образование Израиля.
   Силой изгонять коренных жителей страны с изъятием всего имущества и денег, для такого не может быть ни одной причины. Это лишь предлог выхода ненависти к евреям, общего отношения к еврейскому меньшинству, нетерпимость у другой религии, к другому народу, к другим традициям.
   Погром 7 октября 2023года (В этой кровавой резне около 4800 людей получили ранения, и погибло более 1400 человек - граждан 42 стран. Преимущественно гражданские - дети и старики, и в том числе младенцы, женщины и мужчины. Многие были убиты с особой жестокостью. Террористы убивали детей. Террористы убивали родителей на глазах их детей. Кроме того, было захвачено более 242 заложников, которые уже 31 день находятся в руках террористов. https://youtu.be/wAFDI63yvNQ ) случился не на пустом месте. Корни и причины надо искать в многовековой истории Востока, когда 14 веков назад арабы захватили страны, где до этого сотни лет жили евреи. Арабизация и принуждение к исламу, завоеванных мусульманами народов захваченных стран и территорий, происходила в два этапа:
1) Джихад - военное завоевание и аннексия территорий, где вводились специфические законы, базировавшиеся на концепции избранничества и оправдывавшие стремление к мировому господству;
2) зимми - система лишения прав собственности коренного населения, имевшая целью сохранение доминирования исламской общины. Насильственная исламизация и ассимиляция коренных народов, при некотором замедлении в этом к "народам книги", евреям и христианам. Цель была та же, отсроченная исламизация и "народов книги". "Зимми" - евреи и христиане люди второго сорта в мусульманских странах.
   Йеор Бат - "ЗИММИ": ХРИСТИАНЕ И ЕВРЕИ ПОД ВЛАСТЬЮ ИСЛАМА": ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ НАЛОГИ. ЮРИДИЧЕСКОЕ НЕРАВНОПРАВИЕ. ПРИСЯГА ЗИММИ НЕ ПРИЗНАЕТСЯ ЗАКОНОМ. СЕГРЕГАЦИЯ И УНИЖЕНИЯ.
   Негативная позиция была выражена первым алжирским президентом в 1982 году в следующей лапидарной формуле: "Как арабы, мы хотим быть. Однако быть мы можем только в случае небытия других".
   К 20 в. правовое положение dhimmi в мусульманском мире существенно не улучшилось. В. Янг, британский вице-консул в Мосуле, в 1909 г. писал:"Отношение мусульман к христианам и евреям - это отношение господина к рабам; он обращается с ними с высокомерным терпением, пока они знают свое место. Всякое притязание на равенство сразу пресекается"
  
   Необходимые ссылки.
   Про Британию я писал: Почему Британия отдала мандат на Палестину в 1947 году
   В тч США: Меир Каханэ. Никогда больше!
   В арабских странах, с приходом туда арабов и ислама евреи веками подвергались моральному, экономическому, религиозному притеснению, ассимиляции. Были случаи насильственной исламизации под страхом смерти.Исчезли целые народы под этими факторами, были ассимилированы и исламизированы.
   Йеор Бат - "ЗИММИ": ХРИСТИАНЕ И ЕВРЕИ ПОД ВЛАСТЬЮ ИСЛАМА
   https://royallib.com/book/yeor_bat/zimmi_hristiane_i_evrei_pod_vlastyu_islama.html
   https://litmir.club/br/?b=12810
   На форуме Варонлайн Еврейские беженцы из арабских стран.
  
   0x08 graphic
   Самое травмирующее событие в коллективной памяти иракских евреев - Фархуд - произошло во время Шавуота 1941 года. Во время этих жестоких беспорядков в Багдаде тысячи людей были изнасилованы и/или ранены, еврейские магазины и синагоги были разграблены и разрушены, а около 175 человек - были жестоко убиты. Обычно считается, что это беспрецедентное нападение на до сих пор процветающую мирную еврейскую общину Багдада спровоцировало алию иракского еврейства в Израиль.
   Багдадский погром 1941 года, известный также как Фархуд (араб.  , "экспроприация")- погром, произошедший в Багдаде 1-2 июня 1941 г. в обстановке вакуума власти, когда британские войска сражались против сторонников пронацистского правительства аль-Гайлани, но не успели дойти до Багдада. Когда британские и трансиорданские войска вошли в столицу, к тому времени, по официальным данным, около 175 евреев было убито и около 1000 ранено. Имущество евреев было разграблено, и 900 еврейских домов было разрушено.
   Начиная с Вавилонского пленения, евреи жили в Ираке уже 2,5 тысячи лет. К 1941г. их число составило около 150 тыс. человек. Они играли важную роль в иракском сельском хозяйстве, торговле, банковском деле и даже входили в состав чиновного сословия.
   Евреев переселили в древний Вавилон (ныне Ирак) 2600 лет назад, арабы пришли в эти места 1400 лет назад. Вавилонская община образовалась после депортации в Вавилон царём Навуходоносором II большого количества евреев в период завоевания им Иудеи в 598-586 годах до н.э.
   0x08 graphic
  
   Вавилонский талмуд
   История создания Талмуда в том виде, в каком он существует в наше время, охватывает более шестисот лет[1].
  

Время деятельности учителей в эпоху создания Талмуда в истории иудаизма

0x01 graphic

  
   0x08 graphic
  
   Положение евреев в Ираке, как и в других мусульманских странах, не было безоблачным. В недавней истории Ирака уже было два крупных погрома- в Басре в 1776г. и в Багдаде в 1828г. Было и немало других случаев насилия, направленного против евреев, случаев санкционированного властями разрушения синагог, принудительного обращения евреев в ислам.
   После поражения Оттоманской империи в 1-й мировой войне Лига наций установила британский мандат над Ираком. После гибели короля Гази в 1939г. в автомобильной катастрофе британцы добились назначения регентом Абд-аль-Илаха. Британцы были непопулярны в стране, и ряд иракских политиков-популистов рассматривал гитлеровскую Германию как дружественную иракскому народу и противовес британцам.
   Формально после того, как Ирак стал независимым от Великобритании в 1932 году, евреи стали гражданами Ирака. Однако были голоса, выступавшие против их интеграции.
   Немцы поощряли поддержку Ирака. "Майн кампф" и речи Гитлера были переведены на арабский язык, а немецкие педагоги приезжали в Ирак для распространения антисемитской пропаганды. Иракские газеты стали открыто прогерманскими, особенно после 1939 года. В период между 1932 и 1941г. немецкое посольство в Ираке при активном участии посла, видного востоковеда Фрица Гроббы, оказало значительную поддержку местным антиеврейским и профашистским движениям.0x08 graphic
НСДАП приглашала в Германию местных офицеров и интеллектуалов, в местных газетах публиковались "спонсированные" Германией антисемитские материалы. Немецкое посольство приобрело газету Al-alam Al-arabi ("Арабский мир"), где в дополнение к антиеврейской пропаганде начали публиковать отрывки из программной книги Гитлера "Моя борьба" в переводе на арабский. Также немецкое посольство содействовало учреждению молодёжной организации Al-Fatwa, принципы которой напоминали Гитлерюгенд, призывающей к строгому соблюдению ислама всеми иракскими гражданами.
   0x08 graphic
   0x08 graphic
   В 1939 году Иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейни поселился в Ираке и начал продвигать прогерманскую программу, одновременно распространяя разрушительную антиеврейскую пропаганду.
   0x08 graphic
  
  
   0x08 graphic
  
   Напряженность прекратилась 1 апреля 1941 года. До этого дня Ирак воздерживался от помощи британцам, но также и от прямой помощи Германии. Но премьер-министр Ирака Рашид Али решил, что пришло время менять альянсы. Он возглавил переворот и сверг всех пробританских чиновников. Затем он объявил, что Ирак больше не будет снабжать Великобританию авиационным топливом, и даже выпустил иракские войска на британские базы в Ираке. К концу апреля британцы атаковали иракскую армию. К тому времени иракские ВВС были укомплектованы немецкими пилотами Люфтваффе.
   0x01 graphic
Коллекция Отниэля Маргалита, фотоархив, Яд Бен Цви
   0x08 graphic
  -- Переворот "Золотого квадрата"
   1 апреля 1941г. группа пронацистски настроенных иракских офицеров, известная как "Золотой квадрат", во главе с генералом аль-Гайлани, свергла регента Абд аль-Илаха. Новое правительство Ирака заняло антибританскую позицию по вопросу о военном договоре, навязанном Ираку в качестве условия независимости. Договор давал британцам неограниченное право на размещение и транзит войск через Ирак. В ответ, в качестве угрозы, британцы направили в страну большую группу войск из Британской Индии. Иракские власти отказались впустить войска в страну; произошли столкновения британцев с иракцами у Басры и к западу от Багдада около британской базы. Немцы направили группу из 26 самолётов, которая нанесла удар по британской базе в г. Хаббания, закончившийся ничем.
   Уинстон Черчилль направил телеграмму Франклину Рузвельту, предупреждая, что если Ближний Восток окажется в руках немцев, то разгром нацизма окажется долговременной, трудной и маловероятной задачей, поскольку Гитлер получит доступ к местным нефтяным месторождениям.
   25 мая 1941 г. Гитлер издал "Приказ 30", где говорилось: "Арабское освободительное движение на Ближнем Востоке - наш естественный союзник против Англии. В этой связи особое значение уделяется освобождению Ирака... Поэтому я принял решение выдвинуться на Ближний Восток, поддержав Ирак".
   30 мая 1941 г. организованные британцами вооружённые силы во главе с бригадиром Джеймсом Джозефом Кингстоном достигли Багдада, ввиду чего члены "Золотого квадрата" покинули город и бежали через Иран в Германию. В состав британских войск входили и части иракских добровольцев, известные как Арабский легион.
   31 мая 1941 г. регент был готов лететь в Багдад, чтобы восстановить свою власть. Чтобы избегнуть антибританских волнений, он прибыл без сопровождения британцев.
  -- Антисемитские действия накануне погрома
   Израильский писатель Сами Михаэль, свидетель погрома, писал: "Антисемитская пропаганда постоянно и регулярно передавалась как по местному радио, так и Берлинским радио на арабском языке. По дороге в школу я видел написанные на стенах антиеврейские лозунги, такие, как "Гитлер убивал еврейскую заразу". На магазинах, принадлежавших мусульманам, было написано "мусульманин", чтобы их не тронули в случае погрома".
   Шалом Дарвиш, секретарь еврейской общины Багдада, свидетельствовал, что за несколько дней до Фархуда молодежь из организации Аль-Футува отметила дома евреев отпечатком ладони красной краской.
   За два дня до Фархуда Юнис аль-Сабави, министр правительства, провозгласивший себя губернатором Багдада, вызвал раввина Сассона Кадури, лидера еврейской общины, и порекомендовал тому уговорить евреев, чтобы те оставались в своих домах в течение ближайших трёх дней. Позднее следствие установило, что планом аль-Сабави было убийство евреев, даже несмотря на то, что его власть в городе продлилась всего несколько часов.
   Во время свержения правительства аль-Гайлани по городу ходили слухи, будто бы евреи подавали сигналы британским самолётам.
  -- Погром (1-2 июня 1941 г.)
   По сообщениям иракского правительства и британских источников, погром начался, когда делегация иракских евреев, отправившаяся на встречу с регентом Абд аль-Илахом, прибыла во Дворец цветов (Qasr al Zuhur), где на неё напала толпа сразу после того, как евреи перешли мост Аль-Хурр. За этим последовали погромы в районах Аль-Русафа и Абу-Сифьян. Ситуация ухудшилась на следующий день, когда иракская полиция присоединилась к действиям погромщиков. Были сожжены еврейские магазины, а синагога разрушена.
   Профессор Цви Бен-Йехуда утверждает, что события возникли не произвольно, а начались с подстрекательства в мечети Джами-аль-Гайлани. Он ссылается на свидетельства очевидцев.
   Только днём 2 июня британские войска ввели комендантский час. По замеченным погромщикам британцы открывали огонь без предупреждения. Благодаря таким мерам погром удалось остановить.
   Британский журналист Тони Рокка, проведший расследование событий, обвиняет британского посла в Ираке Кинахана Корнуоллиса, который не выполнил приказ из Лондона, предписывавший заблаговременно вмешаться и остановить погромщиков, и не позволял вмешиваться британским офицерам[8]. Согласно другим свидетельствам, британцы не вмешивались намеренно, желая воспользоваться враждой между мусульманами и евреями, поскольку именно в этот период британские власти на Ближнем Востоке конфликтовали с сионистским движением.
   0x08 graphic
   0x08 graphic
  
   0x08 graphic
Толпа с лозунгом "Смерть евреям!"
   0x08 graphic
  
  
   Горят еврейские дома.
   0x08 graphic
0x08 graphic
  
   0x08 graphic
  
  -- 0x08 graphic
  -- Последствия
   Разные источники противоречат друг другу по поводу числа жертв погрома: по минимальным оценкам, погибло около 180 евреев и около 240 было ранено, 586 принадлежащих евреям магазинов и предприятий было разграблено, 99 еврейских домов было разрушено. Восемь нападавших, включая офицеров армии и полиции, были впоследствии приговорены иракскими властями к смертной казни. Другие источники указывают около 200 жертв, более 2000 раненых, около 900 уничтоженных домов и магазинов. Израильский Музей вавилонского наследия заявляет, что помимо 180 опознанных жертв в массовых захоронениях покоится около 600 неопознанных жертв.
   Массовое бегство евреев из Ирака, несмотря на существовавший одно время запрет на выезд, сократила численность общины в 5 раз уже в начале 1950-х гг, а к 2003 г. в стране осталось не более 100 евреев. В 2008 г. в Ираке проживало всего 7 евреев.
  
   Результат в том числе замалчивания в Израиле еврейских погромов в арабских странах до образования Израиля. Положения евреев в мусульманских странах до 1948г.
   https://evreimir.com/category/novosti/
  
   "Годовщину страшного ливийского погрома отмечает в Израиле лишь община евреев, выходцев из Ливии. Израильские СМИ и политики традиционно обходят эту дату и эти события полнейшим молчанием, в отличие, например, от событий Кишиневского погрома, который случился чуть больше ста лет назад.
   Та же участь в Израиле, по странному стечению обстоятельств, постигла и информацию о погромах в других арабских странах. Особенно - о тех, которые произошли до мая 1948 года, то есть - до провозглашения государства Израиль. Из событий подобного ряда, благодаря серьезным усилиям влиятельной и сплоченной еврейской общины выходцев из Ирака, наиболее (хотя и в незначительной степени) известен Багдадский погром 1-2 июня 1941 г., когда около 175 евреев было убито и около тысячи - ранено, когда было разрушено 900 еврейских домов.
   Практически не упоминается в Израиле и Каирский погром, прошедший в ноябре 1945 года на волне антиеврейских настроений в арабском мире. Тогда погромщики убили 10 евреев, 350 евреев - ранили, сожгли синагогу, еврейскую больницу и дом престарелых. Сегодня мало кто в Израиле знает и о еврейском погроме в декабре 1947-го года в городе Аден - административном центре британского протектората Аден (ныне - южная часть Йемена). Поводом к погрому послужили слухи о том, что евреи якобы убили двух местных девочек. 2 декабря 1947 года арабские погромщики убили 82 еврея и ранили 76, сожгли 4 синагоги, уничтожили и разграбили 220 домов, полностью разграбили свыше 100 магазинов и лавок из 170 принадлежавших евреям. Массовые еврейские погромы 1940-х годов в крупных арабских городах - Багдаде, Каире, Адене, Триполи, Манаме, Алеппо и ряде других - до сих пор остаются в Израиле за рамками общественного дискурса. Даже после того, как 30 ноября 2014 в Израиле впервые на официальном уровне отметили День памяти еврейских беженцев из арабских стран.
   Упомянутые события замалчиваются не только в израильских СМИ. С 60-х годов прошлого века в большинстве израильских университетов существуют кафедры современной еврейской истории. В том числе - истории еврейских общин в арабских странах. Однако история еврейских погромов в этих странах в университетах - НЕ ИЗУЧАЕТСЯ. Более того - эта тема в учебных программах израильских вузов практически вообще не упоминается. Студенты изучают культуру, быт, особенности одежды, обычаи питания еврейских общин в той или иной арабской стране. Ни о каких погромах 20-40 годов прошлого века при этом - нет и речи, будто бы их и не было.
   Тем не менее, данная тема примерно до начала 70-х годов не была табу. И запретной стала в начале 80-х годов. По чисто политическим причинам. В свете наметившихся тенденций политического урегулирования на основе идеи "мир в обмен на территории" руководство страны сочло, что неудобно упоминать о том, что жизнь евреев в арабских странах под мусульманским владычеством была отнюдь не безоблачна. Именно в это время в Израиле начал формироваться миф о "мирном, счастливом" существовании евреев в арабских странах - в отличие от горькой доли евреев Европы, которые пережили Катастрофу.
   Особенно резко контрастировали с набиравшей силу тенденцией факты погромов в арабских странах, произошедших ДО создания Израиля. Ибо они полностью разрушали сказку о том, что якобы именно возникновение Израиля стало той причиной, по которой безоблачные до того отношения евреев с арабами омрачились враждой. Кроме того, израильская светская левая элита приступила к созданию еще одного, лживого и крайне опасного мифа о том, что якобы главная причина всех бед - "оккупация территорий", которую Израиль осуществил в 1967 году. При этом израильских "интеллектуалов" не беспокоил, и теперь не беспокоит, то обстоятельство, что ООП (Организация ОСВОБОЖДЕНИЯ Палестины) была создана в 1964 году (за три года до "оккупации"). Они продолжают повторять свою мантру - реальным фактам вопреки.
   В этот миф, конечно же, никоим образом - не умещаются Трипольский и Каирский погромы, так же, как и многочисленные погромы на территории подмандатной Палестины в 20-30-х годах, включая погром в Хевроне в 1929-м и массовые арабские беспорядки в 1936-1938 годах.
  
  
   0x08 graphic
   Памятник жертвам багдадского погрома 1941 года в израильском городе Рамат-Ган Monument "Prayer" in Ramat Gan in memory of the Jews who were killed in Iraq in the Pogrom "Farhud" (1941) and in the 1960s
  
  
  
  
  
  
  
  
   https://www.timesofisrael.com/the-expulsion-that-backfired-when-iraq-kicked-out-its-jews/#
   0x01 graphic

   An Iraqi Jewish family at the Atlit transit camp in northern Israel hours after arrival in Israel, summer 1951 (Teddy Brauner, GPO)
  
   0x01 graphic

   Immigrants at an unspecified transit camp in Israel, 1950 (Jewish Agency / Wikipedia)
  
  
  
  
  
  
  
   Литература и ссылки.
  
  -- Багдадский погром 1941 года. https://wiki2.org/ru/%D0%91%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC_1941_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0
  -- Багдадский погром и нацисты https://jewish.ru/ru/stories/chronicles/4493/
  
   https://www.youtube.com/watch?v=z-NXQVSEN3Q Забытые беженцы
  
   Ниссим Каззаз, "Влияние нацизма в Ираке и антиеврейская деятельность, 1933-1941 годы" (на иврите)
   День еврейских беженцев https://www.youtube.com/watch?v=1fjolcV-4t0
  -- Еврейские беженцы в своей стране https://www.youtube.com/watch?v=IWHDLlou528
  -- Фархуд: корни арабо-нацистского альянса в Холокосте
   0x08 graphic
  -- International Farhud Day-Can It Happen Again? https://www.theedwinblackshow.com/international-farhud-day-can-it-happen-again
   https://youtu.be/T3cKn0eS6Tc
  
   Cohen, Hayyim (1966). The Anti Jewish Farhud in Baghdad 1941. (Middle Eastern Studies, 3, 2-17)
   Levin, Itamar (2001). Locked Doors: The Seizure of Jewish Property in Arab Countries. (Praeger/Greenwood) ISBN 0-275-97134-1
   Shamash,Violette (2008,2010) "Memories of Eden: A Journey Through Jewish Baghdad."(Forum Books, London; Northwestern University Press, Evaston, IL, USA) ISBN 978-0-9557095-0-0
   Shenhav, Yehouda (2002). Ethnicity and National Memory: The World Organization of Jews from Arab Countries (WOJAC) in the Context of the Palestinian National Struggle. (British Journal of Middle Eastern Studies. 29 (1), 27-56)
   Kedouri Elie (1974) The Sack of Basra and the Farhud in Baghdad, (Arabic Political Memoirs. London), pp. 283-314.
   Meir-Glitzenstein Esther (2004). Zionism in an Arab Country: Jews in Iraq in the 1940s. (London and New York: Routledge)
   Zvi Yehuda and Shmuel Moreh (Ed.): Al-Farhud: the 1941 Pogrom in Iraq. (Magnes Press and The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism), 1992 Hebrew, 2010 English: plus the Babylonian Jewish Heritage Center as editor: ISBN 978-965-493-490-9, e-book: ISBN 978-965-493-491-6
  
  -- ЕВРЕИ БАГДАДА (1877) из книги Йеор Бат - "ЗИММИ": ХРИСТИАНЕ И ЕВРЕИ ПОД ВЛАСТЬЮ ИСЛАМА
   "...Душевная мука заставляет нас поведать нашему народу о том, как мы страдаем. Собратья наши в Багдаде и посей день живут в уничижении и подставляют лицо руке, бьющей их. Они изнывают от притеснений и гонений от мусульман этого города, которые по-прежнему кричат нам: "Отойди в сторону, нечистый!", и встречают нас бранью и плюют нам в лицо. Стоит еврею пройти по улице, как эти волки собираются вокруг него и закидывают его отбросами и грязью. Коли еврей - важная особа и носит нарядный тюрбан, они завидуют ему и сшибают его головной убор в грязь. Однажды это случилось с одним из наших самых видных негоциантов, когда он сидел вместе с другими купцами, мусульманами, его тюрбан сбросили наземь. Он, однако, хранил молчание, дабы не привлекать внимания окружающих и не подвергнуться издевкам. Мне не хватило бы бумаги, чтобы перечислить все бесконечные мучительные невзгоды, ежедневно выпадающие на нашу долю. Я расскажу лишь один случай, который покажет вам, что нам приходная терпеть от жителей этой страны.
Однажды еврей дал взаймы денег мусульманину. В условленный срок он пришел требовать, деньги обратно. Мусульманин нагло ответил, что он не может в настоящее время вернуть долг и что еврей - не ангел смерти, который имеет право требовать немедленной уплаты. Разочарованный еврей ругнул ангела смерти, чему мусульманин чрезвычайно обрадовался, увидев в этом повод избежать уплаты. Он начал кричать прохожим-мусульманам: "Слышали, как еврей обругал нашу веру? Теперь по закону ислама он заслуживает смерть!" Прохожие окружили еврея и избивали его, пока не потекла кровь. Каждый проходивший мимо считал своим долгом ударить несчастного еврея. Они не успокоились, пока не сволокли его в тюрьму, где он и остался, ожидая, пока будет решено, как поступить с ним по закону ислама. Так же мы умоляем наших братьев, особенно представителей Alliance Israelite: не оставьте ваших багдадских собратьев и сообщите своим уважаемым правительствам об ужасных страданиях, выпавших на нашу долю. Походатайствуйте за нас, пусть они взглянут на нас благосклонно и положат конец избиениям и преследованиям, которые мы терпим от этих дикарей. Мы слышали, что ваше правительство защищает всех тех, кто ищет прибежища под его эгидой. Господь воздаст вам за вашу доброту."
  -- ЕВРЕИ ПАЛЕСТИНЫ ДО 1847 ГОДА
  
О, сыны Израиля, какими словами передать вам, сколь жестоко страдали от ига изгнания собратья наши в Палестине. Да и расскажи я все, поверят ли мне? Истинно говорили наставники наши: "Пресвятой Отец, да святится Имя его, даровал после многих страданий, три вещи: Тору, землю Израиля и Мир грядущий" (Вавилонский Талмуд)... Я опишу страдания наших собратьев в Хевроне, Иерусалиме, Цфате и Тверии, о которых рассказывали мне мои предки, а также и те, которые я видел собственными глазами, и они сохранились в моей памяти по сей день...
Евреям крайне опасно было выходить хотя бы на шаг за городские ворота Иерусалима из-за арабских разбойников. Увы, горе тому, кто попадал к ним в руки, ибо это было не лучше самой смерти. Они говорили обычно: "еврей, раздевайся!"; видя их злобу и их ножи, еврей снимал одежду, и они делили ее между собой, оставляя его нагим и босым. Такую добычу они называют касб Аллах, т.е. награда от Аллаха. Семичасовый переход из Иерусалима в Хеврон полон был опасностей даже для большого каравана, а в малые города и подавно. До сего дня принято по благополучном прибытии из одного города к другой возносить благодарственную молитву. Если еврей встречает мусульманина в узком переулке, мусульманин говорит ему: "проходи слева от меня". Если же еврей дотронется до него или ненароком толкнет, или, того хуже, запятнает его одежду либо обувь, тогда мусульманин набрасывается на него с побоями и зовет свидетелей, что де еврей оскорбил его, его веру и его пророка Мухаммада, и дело кончается тем, что еврея избивают до полусмерти. После этого его тащат в тюрьму, где подвергают всяческим наказаниям. Когда еврей проходит но базару, в него бросают камни, дергают его за бороду и пейсы, плюют на него и сбивают с него шапку. Несчастный еврей так запуган, что на все это не смеет и слова сказать, боясь за свою жизнь, он лишь бежит от них со всех ног, как от диких зверей, и благодарит Господа, что ему удалось вырваться из их лап. Если еврей, покупая что-нибудь v мусульманина, спрашивает цену и пытается торговаться, как это принято при купле-продаже, они накидываются на него и плюют ему в лицо и пинают его жестоко, пока не вынуждают его купить вещь за первоначальную цену. В Иерусалиме есть знатная мусульманская семья, некие Абу Шаати, злобные ненавистники евреев.
Когда им нужно отнести что-либо с базара домой, они поджидают там, пока не увидят еврея, хотя бы и старика, или почтенного богача, или ученого мужа. Им это все равно - они избивают его в свое удовольствие, пока он не согласится отнести груз к ним домой. Раз это приключилось с пресвятым рабби Исайей Бардаки, благочестивейшим евреем, дни которого с юности протекали в изучении Торы и в благих делах. Увидев его, они пинками заставили его тащить на спине тяжелый груз к ним в дом. Если же они увидят еврея в платье зеленого цвета, то в ярости хватают его, срывают с него одежду и бросают его в тюрьму, заявляя, что он оскорбил их религию, ибо только их религиозным лицам дозволено носить зеленый цвет. Еврейские женщины не выходят на улицу, боясь мусульманского непотребства.
И множество иных мучений переносят евреи, которые перо устает описывать. Особенно тяжко нам приходится, когда мы посещаем кладбище (на Масличной горе) и молимся у Стены плача, а они бросают и нас камни и измываются над нами (гл. 4).
М.Райшер
  
  
  
   https://besacenter.org/can-the-farhud-a-slaughter-of-jews-by-their-longtime-arab-neighbors-happen-again/
  -- Can the Farhud, a Slaughter of Jews by Their Longtime Arab Neighbors, Happen Again?
   By Edwin BlackJune 4, 2021
   0x01 graphic
Arab mob hunting Iraqi Jews during the Farhud, June 1941, image from the Otniel Margalit collection, photo archive, Yad Ben Zvi, via Museum of the Jewish People
   BESA Center Perspectives Paper No. 2,064, June 4, 2021
   EXECUTIVE SUMMARY: The world just marked the 80th anniversary of the Farhud, the Arab-Nazi pogrom against the Jews of Baghdad and Basra that occurred on June 1-2, 1941. The term Arab-Nazi is entirely appropriate, not simply because these Arabs were fascist in mind and deed, but because they explicitly identified with Germany's Nazi Party. Some of the rioters wore swastikas; more than a few marched in the Nuremberg torchlight parades. The Nazi ideology that motivated the Arab slaughterers of Jews in 1941-the desire to exterminate Jews from the face of the earth-motivates the Arabs and Muslims who assault Israelis and Jews today.
   The word "farhud" means "violent dispossession." During the Farhud riots in Iraq in 1941, Arabs turned against their longtime Jewish neighbors. Jews were hunted in the streets by mobs wielding swords. When found, Jews were subjected to unspeakable torment. Girls were raped in front of their parents, fathers beheaded in front of their children, mothers brutalized in public, babies sliced in half and thrown into the Tigris River. A busload of Jewish schoolgirls was hijacked and the girls taken to a camp outside of town, where they were raped.
   The Baghdad Arab mobs burned dozens of Jewish stores and invaded and looted Jewish homes. Many families tell a similar story: a wild mob pushed past the furniture stacked against the door, and with swords swinging, chased the Jews up to the roof. Frantically, the Jews would jump from roof to roof as they were pursued. When there were no more roofs to jump to, the children were thrown over the side in desperate hope that there would be someone on the ground below with a blanket to catch them.
   We will never know how many hundreds were murdered or mutilated, because in the investigation that followed, many were afraid to come forward. Jews had dwelled in Iraq for some 2,700 years and had greatly uplifted that modern nation. But on those two days, the Farhud spelled the beginning of the end of Iraqi Jewry, totaling more than 140,000 souls.
   After WWII, Iraq's Jews were systematically expelled, leaving them stateless and penniless. In an official terror campaign, they were threatened with imminent doom and were subsequently airlifted out, mainly to Israel, as Arab nations sought to drop a humanitarian bomb on the new Jewish State.
   The Arab outrage against the Jews of Iraq in 1941 was part of a public international ethnic cleansing program designed to target centuries-old Jewish communities across the Middle East. It was implemented by a wide coalition of Arab and Muslim nations, coordinated by the Arab League, and openly announced at the UN. The violence played out on the front page of the New York Times.
   Country after country, from Morocco on the North African coast to Iraq at the bottom rim of Asia Minor, targeted some 850,000 Jews, robbing them of their possessions, their homes, their businesses, and their citizenship. During the final days of this organized dispossession, as the Jews were being driven out of the lands they had known for centuries if not millennia, earrings were torn from earlobes, bracelets ripped from wrists, and with only the clothes they were wearing, they were hatefully expelled.
   They were rescued mainly by emergency airlifts to Israel, where the resettled communities today constitute about half those families-exposing the lie that the population of Israel is wholly or mainly comprised of people from Brooklyn, Berlin, or Belarus. In fact, half of Israel's current Jewish population originated from just down the road, just next door, and just elsewhere in the extended Arab crescent.
   The mass expulsions of the 1950s were the fruit of a worldwide alliance of Arabs and Muslims with the Nazis during the Hitler regime, both during the Holocaust and after WWII, with the embers of Jewish persecution still burning. Arabs approved of what Hitler was doing as early as 1933. Many joined the Nazi movement, led by Mufti of Jerusalem and war criminal Hajj Amin Husseini.
   German consulates from Tel Aviv to New Delhi were besieged with requests to join, emulate, or recruit for the Nazi movement. The Mufti met with Hitler in a highly publicized newsreel-recorded event and agreed to join in the extermination of the Jews of Mandatory Palestine. In exchange for that service, Hitler agreed to recognize a Nazi-style Arab State.
   The Mufti recruited thousands of Arabs and Muslims to fight in three Waffen-SS divisions: the Handschar, the Skanderbeg, and the Kama. Those Arabs and Muslims fought in Nazi battlefield trenches and operational garrisons from Paris to Poland and beyond. These Islamic divisions were under the direct protection of Heinrich Himmler, architect of the Holocaust, who had a warm personal relationship with the Mufti. The Mufti also worked closely with Holocaust engineer Adolf Eichmann, calling him, in his postwar diary, a "rare diamond." The Mufti visited Nazi concentration camps and clearly understood the details and intent of the "Final Solution." He lobbied European governments and the Red Cross not to send more Jews, especially children, to Palestine, intending instead for them to go to death camps in Poland.
   After Hitler's Reich fell in May 1945, some 2,000 leading Nazis escaped Nuremberg justice and fled to Arab countries via "rat lines" operated by the Catholic Church and other postwar clandestine operations. Once in the main Arab "confrontation" countries neighboring Israel, the Nazis adopted Muslim identities and took up senior security and military positions to create the postwar Middle East the world knows today.
   Dr. Aribert Heim was notoriously known as "Dr. Death" for his grotesque pseudo-medical experiments on Jewish prisoners in the concentration camps. He was fond of decapitating Jews with healthy teeth so he could cook the skulls clean to make desk decorations. Dr. Heim converted to Islam and became "Uncle Tarek" Hussein Farid in Cairo, where he lived a happy life as a medical doctor for the Egyptian police.
   Two of Goebbels's best propagandists, Alfred Zingler and Dr. Johann von Leers, became Mahmoud Saleh and Omar Amin, respectively, and went to work for the Egyptian Information Department. Erich Altern, a Gestapo agent and Himmler's coordinator in Poland, became Ali Bella and worked as a military instructor at training camps for Palestinian terrorists. Franz Bartel, an assistant Gestapo chief in Katowice, Poland, became El Hussein and a member of Egypt's Ministry of Information. Hans Becher, a Gestapo agent in Vienna, became a police instructor in Cairo. Wilhelm Boerner, a brutal Mauthausen guard, became Ali Ben Keshir and worked in the Egyptian Interior Ministry and as an instructor for a Palestinian terrorist group. There are hundreds more.
   After the fall of Nazi Germany, the most popular name for a newborn Arab or Muslim boy, after "Muhammad," was "Hitler." The brother of the Egyptian supreme military leader Field Marshal Muhammad Hussein Tantawi was a high official named Hitler Tantawi.
   The hate lines and battle lines of the modern postwar Middle East were constructed, sharpened, politicized, and made more lethal by senior Nazis carrying out Hitler's final legacy. These well-placed Nazis ensured that Iraq and other Arab nations applied the Eichmann method-identification, confiscation, and deportation-to almost a million Jews who had long been citizens of those nations. Several Nazi transplants would eventually work with the KGB to create the PLO and even helped train Yasser Arafat.
   Israel is fighting the same Hitlerian principles today that civilization fought in the 1940s.
   The Arab-Nazi continuum was essentially forgotten until I connected them in my 2010 book, The Farhud-Roots of The Arab-Nazi Alliance in the Holocaust. The book coalesced a movement of Sephardic Jews who demanded that their persecution and expulsion be recognized. On June 15, 2015, at an event at UN headquarters in New York City, I led a group of Jewish leaders who proclaimed June 1-2 International Farhud Day, a commemoration that is now observed in many countries.
   But enough history. Let's talk about last month, last week, and even the hours before this article was written. We have seen a resurgence of Nazi-style pro-Palestinian, anti-Jewish violence on Europe's and America's streets. This is not anti-Zionist or anti-Israel agitation. It is undisguised Jew hatred.
   Mobs waving Palestinian flags have been driving through Jewish neighborhoods and marching down streets, calling out for Jews, humiliating them, threatening them, chasing them, trying to run them over, and beating them in gang assaults. This prompts the question, "Can the Farhud of 80 years ago occur again today in Europe, the Middle East, or even the US?"
   In Hitler's day, they screamed that the Jews should get out of Europe and go back to Palestine. Today they scream, "Get out of Palestine"-but where to?
   The world asks why the Jews did not fight back against the Nazis in WWII. Today, they ask how it is that the Jews dared fight back against unremitting rocket terror launched by the new Nazis.
   Farhuds have had many names over the course of history. In 1096 in Germany, in 1190 in York, and in the 1390s in Spain, they were "massacres." In late nineteenth-century Russia, they were known as pogroms. In Nazi Germany, they were called aktions. In eastern Europe, as the Einsatzgruppen led local crowds in grisly exterminations, it was the "Holocaust of Bullets."
   There is not enough paper in the world to list all the bloody atrocities that have befallen the Jews over the centuries.
   I know many Jews are now afraid to wear the kippah openly. This is why I have decided to wear one whenever I go out in public. Not because I am observant, but because I am defiant.
   The Palestinian-Arab bands hunting for Jews with impunity are cowards. They do not face their enemy one on one. They form mobs of 10 or 20 people and surround a few weak-looking Jews, often elderly, often religious. A few weeks ago in London, they called out on loudspeakers as they drove through the streets to slaughter Jewish men and rape Jewish daughters. Videos are piling up from Los Angeles, New York, London, and Germany showing Jews being surrounded and beaten in the streets. These scenes are reminiscent of the run-up to the Holocaust, the farhuds, and so many other similar bloodlettings. This is because Arab militants and pro-Palestinian agitators still idealize Hitler and share his ideology with regard to the Jews.
   Hezbollah gives a Nazi salute. This mentality has infected the mainstream, too, with major editors at the AP and the BBC, to name a few, tweeting: "Hitler was right." A few weeks ago, the Anti-Defamation League clocked 17,000 tweets in mid-May with permutations of that hashtag. A week later there were another 70,000. But who's counting?
   The pro-Palestinian mob has been emboldened by the summer protests and violence that now seem so normative. They are encouraged by leftists and progressive Democrats in "the Squad" who seem to control their entire party. Even Chuck Schumer, Jerry Nadler, and Nancy Pelosi are quaking in fear of being primaried. Just as damaging are the misguided, completely uninformed, and self-destructive comments by ultra-liberal Jewish groups. The Squad and the powerful Democratic minority continually issue antisemitic dog whistles via their tweets and comments.
   Patently false derisions of Israel as an apartheid state-an utter lie-give green lights to pro-Palestinian gangsters to ramp up their street violence and threats and make Jews afraid to gather, stand up for Israel, or even attend their own synagogues. Anti-Jewish agitation has gone from weekly to hourly.
   In the Middle Ages, Jews were accused of religious crimes, poisoning crimes, eugenic and genetic crimes-all fake. Today they are accused of apartheid, ethnic cleansing, and occupation crimes that are equally fake.
   To those who, on the 80th anniversary of the Farhud, wonder if a Farhud could happen again, the better question might be: When?
   View PDF
   Edwin Black is the New York Times bestselling author of IBM and the Holocaust. He is the originator of International Farhud Day. This article was adapted from his book Farhud-Roots of the Arab Nazi Alliance in the Holocaust and from a recent monologue for the Farhud Day episode of The Edwin Black Show.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"