Новеллы, опубликованные в блоге индийского издания "Муза Индии".
В пыльном углу старого антикварного магазина в Мумбаи, среди выцветших картин и медных чайников, стоял маленький потрескавшийся идол Ганеши. У него был сломан хобот и не хватало одного бивня, но глаза, вырезанные с поразительной точностью, казались живыми.
Анайя, молодой архитектор, приехавшая из Лондона, сразу же заинтересовалась этим проектом.
"Сколько стоит?" - она спросила.
Продавец пожал плечами. "Он сломан. Сто рупий".
Анайя взяла его, сама не зная зачем.
В ту ночь, когда муссонный дождь хлестал по окнам ее отеля, ей приснился древний храм в глубине джунглей. Мальчик с головой слона ждал ее у реки, окруженный павлинами и лепестками календулы.
На следующий день Анайя отправилась в деревню своей бабушки в Конкане. Что-то заставило ее взять идола с собой.
Деревня мало изменилась со времен ее детства - красные черепичные крыши, кокосовые пальмы и запах влажной земли. В тот вечер, сидя под баньяновым деревом, она спросила свою бабушку о Ганеше.
"Он не просто бог", - прошептала старуха. "Он устраняет препятствия. Но он также и расставляет их, когда приходит время".
Той ночью сон повторился.
На этот раз она последовала за мальчиком-слоном вглубь джунглей. Он ничего не сказал, но повернулся и улыбнулся ей, когда они подошли к разрушенному святилищу, заросшему корнями и мхом.
Анайя, задыхаясь, проснулась, сжимая в руке идола.
Движимая чем-то, чему она не могла дать названия, она начала расспрашивать окружающих. Старики рассказывали о храме, затерянном в лесу, поглощенном временем.
С проводником и местным священником Анайя отправилась в джунгли.
Через два дня они нашли это место. Как и в ее сне: святилище, наполовину скрытое лианами, с каменным Ганешей внутри, покрытым лишайником, но излучающим покой.
Когда Анайя шагнула вперед, земля под ней треснула.
Она упала.
Темнота.
Когда она открыла глаза, то оказалась одна в пещере, лицом к лицу с гигантской светящейся фигурой - со слоновьей головой, сияющей, улыбающейся.
- Почему я? - прошептала она.
"Ты спрашивала", - мысленно ответила фигура.
"Ты хотела строить. Но сначала ты должна научиться убирать".
Видение показало ей эпизоды ее жизни - карьеру, движимую эгоизмом, разрушенные отношения, груз неразрешенного горя.
Затем наступила тишина.
"Ты должна освободить пространство. Только тогда можно построить что-то новое".
Когда Анайя очнулась, она снова была за пределами храма. Идол в ее сумке был цел.
Несколько месяцев спустя Анайя вернулась в Лондон. Она уволилась с работы. Анайя путешествовала, изучала храмовую архитектуру, древний санскрит и философию.
На следующий год, в первый день праздника Ганеша Чатурти, она торжественно открыла небольшое святилище в своем новом общественном центре, созданном не для великолепия, а для умиротворения.
В центре стоял некогда разбитый идол весь улыбающийся.
А снаружи, когда собрались люди, у входа возник одинокий белый павлин.