Аннотация: Предварительно о новом Сборнике Игоря Козлова (обсуждено с ним).
О коллективном Сборнике N7
Предварительно о новом Сборнике Игоря Козлова (обсуждено с ним). Принимаются любые талантливые стихи) Но особенно хотелось бы:
1. Побольше стихов философского направления.
2. Очень желательно видеть побольше стихов не силлабо-тонических размеров (дольники, тактовики, акцентный стих, верлибр).
Теперь немного подробнее.
Лирику можно разделить (несколько условно) на философскую, гражданскую, пейзажную, любовную. В Сборнике приветствуется философская лирика (не только, конечно). Но это должна быть именно лирика, а не набор мыслей и формул.
Такие стихи могут вырастать из размышлений о природе или о любви:
А. Фет
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Всё невозвратнее тону.
В. Соловьев
Бедный друг, истомил тебя путь,
Темен взор, и венок твой измят.
Ты войди же ко мне отдохнуть.
Потускнел, догорая, закат.
Где была и откуда идешь,
Бедный друг, не спрошу я, любя;
Только имя мое назовешь -
Молча к сердцу прижму я тебя.
Смерть и Время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Теперь о гражданской лирике. Это стихи, в которых говорится о патриотизме, о Родине, о каких-то общественных проблемах. Такие стихи часто скатываются в рассуждения, в чистую публицистику. Чтобы гражданская лирика не превратилась просто в набор деклараций и формул, в ней должен быть личный взгляд, личное отношение - и образность, ничуть не менее яркая, чем в других видах лирики.
Г. Иванов
Свободен путь под Фермопилами
На все четыре стороны.
И Греция цветёт могилами,
Как будто не было войны.
А мы - Леонтьева и Тютчева
Сумбурные ученики -
Мы никогда не знали лучшего,
Чем праздной жизни пустяки.
Мы тешимся самообманами,
И нам потворствует весна,
Пройдя меж трезвыми и пьяными,
Она садится у окна.
"Дыша духами и туманами,
Она садится у окна".
Ей за морями-океанами
Видна блаженная страна.
Стоят рождественские ёлочки,
Скрывая снежную тюрьму.
И голубые комсомолочки,
Визжа, купаются в Крыму.
Они ныряют над могилами,
С одной - стихи, с другой - жених...
...И Леонид под Фермопилами,
Конечно, умер и за них.
Приветствуется также лирический абстракционизм, отражение мира через зеркало сюрреализма или абсурда:
Н. Заболоцкий
Метаморфозы
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!
***
Теперь о стихотворных размерах и ритмах. Основа русской поэзии, бо́льшая часть стихов - это традиционные двух- и трёхсложники. По исследованиям М. Гаспарова, в середине-конце 90-х годов 20 века традиционные силлабо-тонические размеры составляли около 80% всех стихов. Нет никаких поводов говорить, что за четверть века что-то существенно изменилось. Среди силлабо-тоники несомненные фавориты - двусложные размеры, а основной лидер - ямб. Чем это плохо? Ритмическим и интонационным однообразием. Постоянным балансированием на грани привычного, бесконечно знакомого.
Возможность избежать от этого - уход от силлабо-тоники в дольники, логаэды, верлибры. Либо можно пробовать как-то иначе экспериментировать, добиваясь ритмического разнообразия.
Например, можно использовать в разных строчках стихотворения разное количество стоп традиционного размера.
М. Цветаева "Быть нежной, бешеной и шумной" - чередование четырёхстопного и двустопного ямба.
Быть нежной, бешеной и шумной,
- так жаждать жить! -
очаровательной и умной, -
прелестной быть!
Нежнее всех, кто есть и были,
не знать вины...
- О возмущенье, что в могиле
мы все равны!
Стать тем, что никому не мило,
- О, стать как лёд! -
Не зная ни того, что было,
Ни что придёт,
Забыть, как сердце раскололось
И вновь срослось,
Забыть свои слова и голос,
И блеск волос.
Браслет из бирюзы старинной -
На стебельке,
На этой узкой, этой длинной
Моей руке...
Как зарисовывая тучку
Издалека,
За перламутровую ручку
Бралась рука,
Как перепрыгивали ноги
Через плетень,
Забыть, как рядом по дороге
Бежала тень.
Забыть, как пламенно в лазури,
Как дни тихи...
- Все шалости свои, все бури
И все стихи!
Моё свершившееся чудо
Разгонит смех.
Я, вечно-розовая, буду
Бледнее всех.
И не раскроются - так надо -
- О, пожалей! -
Ни для заката, ни для взгляда,
Ни для полей -
Мои опущенные веки.
- Ни для цветка! -
Моя земля, прости навеки,
На все века.
И так же будут таять луны
И таять снег,
Когда промчится этот юный,
Прелестный век.
Есть ещё интересный эксперимент соединения двусложных стоп разных размеров - хорея и ямба. Этот эксперимент создал хориямб, ритм, в котором первая стопа - хорей (ударение на первом, нечетном слоге), далее стопы - ямб (ударение на чётном слоге).