Кирьякова Инна
О коллективном Сборнике N7

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предварительно о новом Сборнике Игоря Козлова (обсуждено с ним).

  
  О коллективном Сборнике N7
  
  Предварительно о новом Сборнике Игоря Козлова (обсуждено с ним). Принимаются любые талантливые стихи) Но особенно хотелось бы:
  
  1. Побольше стихов философского направления.
  2. Очень желательно видеть побольше стихов не силлабо-тонических размеров (дольники, тактовики, акцентный стих, верлибр).
  
  Теперь немного подробнее.
  
  Лирику можно разделить (несколько условно) на философскую, гражданскую, пейзажную, любовную. В Сборнике приветствуется философская лирика (не только, конечно). Но это должна быть именно лирика, а не набор мыслей и формул.
  Такие стихи могут вырастать из размышлений о природе или о любви:
  
  А. Фет
  
  На стоге сена ночью южной
  Лицом ко тверди я лежал,
  И хор светил, живой и дружный,
  Кругом раскинувшись, дрожал.
  
  Земля, как смутный сон немая,
  Безвестно уносилась прочь,
  И я, как первый житель рая,
  Один в лицо увидел ночь.
  
  Я ль несся к бездне полуночной,
  Иль сонмы звезд ко мне неслись?
  Казалось, будто в длани мощной
  Над этой бездной я повис.
  
  И с замираньем и смятеньем
  Я взором мерил глубину,
  В которой с каждым я мгновеньем
  Всё невозвратнее тону.
  
  В. Соловьев
  
  Бедный друг, истомил тебя путь,
  Темен взор, и венок твой измят.
  Ты войди же ко мне отдохнуть.
  Потускнел, догорая, закат.
  
  Где была и откуда идешь,
  Бедный друг, не спрошу я, любя;
  Только имя мое назовешь -
  Молча к сердцу прижму я тебя.
  
  Смерть и Время царят на земле,-
  Ты владыками их не зови;
  Все, кружась, исчезает во мгле,
  Неподвижно лишь солнце любви.
  
  Теперь о гражданской лирике. Это стихи, в которых говорится о патриотизме, о Родине, о каких-то общественных проблемах. Такие стихи часто скатываются в рассуждения, в чистую публицистику. Чтобы гражданская лирика не превратилась просто в набор деклараций и формул, в ней должен быть личный взгляд, личное отношение - и образность, ничуть не менее яркая, чем в других видах лирики.
  
  Г. Иванов
  
  Свободен путь под Фермопилами
  На все четыре стороны.
  И Греция цветёт могилами,
  Как будто не было войны.
  
  А мы - Леонтьева и Тютчева
  Сумбурные ученики -
  Мы никогда не знали лучшего,
  Чем праздной жизни пустяки.
  
  Мы тешимся самообманами,
  И нам потворствует весна,
  Пройдя меж трезвыми и пьяными,
  Она садится у окна.
  
  "Дыша духами и туманами,
  Она садится у окна".
  Ей за морями-океанами
  Видна блаженная страна.
  
  Стоят рождественские ёлочки,
  Скрывая снежную тюрьму.
  И голубые комсомолочки,
  Визжа, купаются в Крыму.
  
  Они ныряют над могилами,
  С одной - стихи, с другой - жених...
  ...И Леонид под Фермопилами,
  Конечно, умер и за них.
  
  Приветствуется также лирический абстракционизм, отражение мира через зеркало сюрреализма или абсурда:
  
  Н. Заболоцкий
  
  Метаморфозы
  
  Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
  Лишь именем одним я называюсь,
  На самом деле то, что именуют мной,-
  Не я один. Нас много. Я - живой
  Чтоб кровь моя остынуть не успела,
  Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
  Я отделил от собственного тела!
  И если б только разум мой прозрел
  И в землю устремил пронзительное око,
  Он увидал бы там, среди могил, глубоко
  Лежащего меня. Он показал бы мне
  Меня, колеблемого на морской волне,
  Меня, летящего по ветру в край незримый,
  Мой бедный прах, когда-то так любимый.
  
  А я все жив! Все чище и полней
  Объемлет дух скопленье чудных тварей.
  Жива природа. Жив среди камней
  И злак живой и мертвый мой гербарий.
  Звено в звено и форма в форму. Мир
  Во всей его живой архитектуре -
  Орган поющий, море труб, клавир,
  Не умирающий ни в радости, ни в буре.
  
  Как все меняется! Что было раньше птицей,
  Теперь лежит написанной страницей;
  Мысль некогда была простым цветком,
  Поэма шествовала медленным быком;
  А то, что было мною, то, быть может,
  Опять растет и мир растений множит.
  
  Вот так, с трудом пытаясь развивать
  Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
  Вдруг и увидишь то, что должно называть
  Бессмертием. О, суеверья наши!
  
  ***
  
  Теперь о стихотворных размерах и ритмах. Основа русской поэзии, бо́льшая часть стихов - это традиционные двух- и трёхсложники. По исследованиям М. Гаспарова, в середине-конце 90-х годов 20 века традиционные силлабо-тонические размеры составляли около 80% всех стихов. Нет никаких поводов говорить, что за четверть века что-то существенно изменилось. Среди силлабо-тоники несомненные фавориты - двусложные размеры, а основной лидер - ямб. Чем это плохо? Ритмическим и интонационным однообразием. Постоянным балансированием на грани привычного, бесконечно знакомого.
  Возможность избежать от этого - уход от силлабо-тоники в дольники, логаэды, верлибры. Либо можно пробовать как-то иначе экспериментировать, добиваясь ритмического разнообразия.
  
  Например, можно использовать в разных строчках стихотворения разное количество стоп традиционного размера.
  
  М. Цветаева "Быть нежной, бешеной и шумной" - чередование четырёхстопного и двустопного ямба.
  
  Быть нежной, бешеной и шумной,
  - так жаждать жить! -
  очаровательной и умной, -
  прелестной быть!
  
  Нежнее всех, кто есть и были,
  не знать вины...
  - О возмущенье, что в могиле
  мы все равны!
  
  Стать тем, что никому не мило,
  - О, стать как лёд! -
  Не зная ни того, что было,
  Ни что придёт,
  
  Забыть, как сердце раскололось
  И вновь срослось,
  Забыть свои слова и голос,
  И блеск волос.
  
  Браслет из бирюзы старинной -
  На стебельке,
  На этой узкой, этой длинной
  Моей руке...
  
  Как зарисовывая тучку
  Издалека,
  За перламутровую ручку
  Бралась рука,
  
  Как перепрыгивали ноги
  Через плетень,
  Забыть, как рядом по дороге
  Бежала тень.
  
  Забыть, как пламенно в лазури,
  Как дни тихи...
  - Все шалости свои, все бури
  И все стихи!
  
  Моё свершившееся чудо
  Разгонит смех.
  Я, вечно-розовая, буду
  Бледнее всех.
  
  И не раскроются - так надо -
  - О, пожалей! -
  Ни для заката, ни для взгляда,
  Ни для полей -
  
  Мои опущенные веки.
  - Ни для цветка! -
  Моя земля, прости навеки,
  На все века.
  
  И так же будут таять луны
  И таять снег,
  Когда промчится этот юный,
  Прелестный век.
  
  Есть ещё интересный эксперимент соединения двусложных стоп разных размеров - хорея и ямба. Этот эксперимент создал хориямб, ритм, в котором первая стопа - хорей (ударение на первом, нечетном слоге), далее стопы - ямб (ударение на чётном слоге).
  
  М. Щербаков
  
  Фонтанка
  
  Вместо того, чтоб гнить в глуши,
  дыры латать, считать гроши,
  можно, пожалуй, шутки ради
  что-нибудь сделать от души.
  
  Во изумленье стад земных,
  пастырей их и всех иных,
  скажем, начать с высот астральных,
  благо рукой подать до них.
  
  Сев на каком-нибудь плато,
  небо измерить от и до
  и заключить, что звездочеты
  врали веками черт-те что.
  
  Или в пробирке, как в саду,
  вырастить новую еду -
  и применять взамен обычной
  или с обычной наряду.
  
  Также не вредно, ясным днем
  междоусобный слыша гром,
  в планы враждующих проникнуть
  телепатическим путем.
  
  А уж разведав что к чему,
  кровопролитную чуму
  предотвратить - и с гордым видом
  за шпионаж пойти в тюрьму.
  
  Или уж впрямь, назло властям,
  по городам и областям
  тронуться маршем, раздавая
  каждому по потребностям:
  
  вот тебе, бабка, Юрьев день,
  вот тебе, шапка, твой бекрень,
  вот тебе, друг степей и джунглей,
  твой бюллетень, пельмень, женьшень...
  
  Горе лишь в том, что друг степей
  счастье свое сочтет скорей
  чудом каких-то сил надмирных,
  нежели доблести моей.
  
  Вот, например, не так давно
  шторм небывалый, как в кино,
  снес, понимаешь, Нидерланды,
  прямо вот напрочь смыл на дно.
  
  И, натурально, все вокруг
  сразу, едва прошел испуг,
  хором сочли каприз Нептуна
  делом моих несчастных рук.
  
  Я же про этот шторм и шквал
  ведать не ведал, знать не знал.
  Я в это время по Фонтанке
  в белой рубашечке гулял.
  
  В левой руке моей была
  провинциалка из села.
  В правой руке моей фиалка
  благоухала и цвела.
  
  ***
  
  И, наконец, верлибр.
  
  В новом Сборнике хотелось бы увидеть больше верлибров, чем в прежних! Что же такое верлибр (на основании работы М.Гаспарова "Очерк истории русского стиха")?
  Переводится это слово - свободный стих. Очень точное название, потому что проще объяснить, от чего он свободен, чем найти его обязательные признаки.
  В верлибрах нет ничего от силлабо-тоники. Ни точного количества слогов, ни определённого количества ударений в строках. И рифмы тоже нет. Это чистая поэзия слова и, отчасти, ритма (ритм, не силлабо-тонический, всё же в верлибрах как правило есть, другое дело, что он не постоянный, трудноуловимый).
  Итак, верлибр держится на точности и ёмкости образов, на чёткости ритмических и смысловых структур, создаваемых разбивкой на строки.
  
  Несколько примеров свободных стихов.
  
  А. Пушкин. "Песни о Стеньке Разине".
  Три верлибра, стилизованных под народный стих. Здесь организующее начало, не дающее стихотворению соскользнуть в прозу - напевность, разделение на более-менее равномерные строки, кое-где всё же проскальзывающая рифма и повторы, свойственные народной поэзии:
  
  ...Камки хрущатые,
  Камки хрущатые -
  Парчи золотые.
  
  ...Одна боброва,
  Другая соболья.
  
  ...На зеленом дубе,
  На зеленом дубе,
  Да в собачьей шубе.
  
  
  Ходил Стенька Разин
  В Астрахань-город
  Торговать товаром.
  Стал воевода
  Требовать подарков.
  Поднес Стенька Разин
  Камки хрущатые,
  Камки хрущатые -
  Парчи золотые.
  Стал воевода
  Требовать шубы.
  Шуба дорогая:
  Полы-то новы,
  Одна боброва,
  Другая соболья.
  Ему Стенька Разин
  Не отдает шубы.
  "Отдай, Стенька Разин,
  Отдай с плеча шубу!
  Отдашь, так спасибо;
  Не отдашь - повешу
  Что во чистом поле
  На зеленом дубе,
  На зеленом дубе,
  Да в собачьей шубе".
  Стал Стенька Разин
  Думати думу:
  "Добро, воевода.
  Возьми себе шубу.
  Возьми себе шубу,
  Да не было б шуму".
  
  А. Блок "На перекрёстке".
  Здесь строчки разделены на синтаксически связанные группы. Но разбивка некоторых строк на повторяющиеся краткие группы в две строки создаёт ритмическую упорядоченность стихотворения:
  
  ...Она взманила,
  Земля пустынная!
  
  ...К иным горизонтам,
  К иным временам...
  
  ...Отблеском вечера...
  Отблеском счастия...
  
  
  На перекрестке,
  Где даль поставила,
  В печальном весельи встречаю весну.
  
  На земле еще жесткой
  Пробивается первая травка.
        И в кружеве березки -
            Далеко - глубоко -
        Лиловые скаты оврага.
  
            Она взманила,
            Земля пустынная!
  
  На западе, рдея от холода,
  Солнце - как медный шлем воина,
  Обращенного ликом печальным
            К иным горизонтам,
            К иным временам...
  
  И шишак - золотое облако -
  Тянет ввысь белыми перьями
  Над дерзкой красою
  Лохмотий вечерних моих!
  
  И жалкие крылья мои -
  Крылья вороньего пугала -
  Пламенеют, как солнечный шлем,
            Отблеском вечера...
            Отблеском счастия...
  
  И кресты - и далекие окна
  И вершины зубчатого леса -
  Всё дышит ленивым
  И белым размером
  Весны.
  
  М. Цветаева "...Я бы хотела жить с Вами"
  Здесь всё разнообразие приёмов.
  Распевный ритм (тут можно цитировать бо́льшую часть стихотворения):
  
  ...флейта,
  и сам флейтист в окне.
  И большие тюльпаны на окнах.
  
  Разделение на синтаксические группы:
  
  ...тонкий звон
  старинных часов -
  как капельки времени.
  
  И, наконец, смысловое выделение нужных слов разбивкой синтаксической группы на отдельные строки:
  
  ...ленивый,
  равнодушный,
  беспечный.
  
  
  ...Я бы хотела жить с Вами
  в маленьком городе,
  где вечные сумерки
  и вечные колокола.
  И в маленькой деревенской гостинице -
  тонкий звон
  старинных часов -
  как капельки времени.
  И иногда, по вечерам, из какой-нибудь мансарды -
  флейта,
  и сам флейтист в окне.
  И большие тюльпаны на окнах.
  И может быть, Вы бы даже меня не любили...
  
  Посреди комнаты - огромная изразцовая печка,
  на каждом изразце - картинка:
  роза - сердце - корабль. -
  А в единственном окне -
  снег, снег, снег.
  Вы бы лежали - каким я Вас люблю:
  ленивый,
  равнодушный,
  беспечный.
  Изредка резкий треск
  спички.
  Папироса горит и гаснет,
  и долго-долго дрожит на её краю
  серым коротким столбиком - пепел.
  Вам даже лень его стряхивать -
  и вся папироса летит в огонь.
  
  Если вернуться к примеру из Пушкина, то такой вариант (с песенной распевностью, повторами, свойственными народным песням, редкими, но всё же попадающимися рифмами) - не стал основой для дальнейшего развития верлибра. Черты прозы в верлибре 20-21 века видны гораздо чётче, как мне кажется.
  
  Но ни одна дорога не перекрыта для развития верлибра. Пример песенности (одновременно - яркой образности) в стихах Ксении Некрасовой:
  
  Из детства
  
  Я полоскала небо в речке
  и на новой лыковой верёвке
  развесила небо сушиться.
  А потом мы овечьи шубы
  с отцовской спины надели
  и сели
          в телегу
  и с плугом
  поехали в поле сеять.
  Один ноги свесил с телеги
  и взбалтывал воздух, как сливки,
  а глаза другого глазели
  в тележьи щели,
  а колёса на оси,
  как петушьи очи, вертелись.
  Ну, а я посреди телеги,
  как в деревянной сказке сидела.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"