Нестеров Андрей Николаевич
Принятие христианства в Новгороде и избиение волхвов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Принятие христианства в Новгороде и избиение волхвов: реконструкция событий и практика крещения
  
  Введение
  
  Крещение Новгорода (989 год) стало ключевым, но драматичным этапом христианизации Северной Руси. В отличие от относительно мирного крещения Киева, новгородское сопротивление новой вере было ожесточенным и продолжительным, кульминацией которого стало событие, известное как "избиение волхвов". Данная статья представляет комплексную реконструкцию этих событий с особым вниманием к практическим аспектам проведения массового крещения.
  
  Исторический контекст и особенности Новгорода
  
  К концу X века Новгород был крупным торгово-ремесленным центром с сильными вечевыми традициями и развитым языческим культом. Волхвы (жрецы) играли здесь значительную политическую и социальную роль, составляя влиятельную группу, противостоящую центральной власти Киева. Автономность города делала процесс христианизации особенно сложным.
  
  Летописные свидетельства: хронология событий
  
  Основными источниками являются "Повесть временных лет" и новгородские летописи. Согласно им, в Новгород был направлен епископ Иоаким Корсунянин вместе с воеводой Добрыней, дядей князя Владимира.
  
  989 год - основная фаза крещения:
  
  1. Первая неудача: прибытие миссии встречает организованное сопротивление
  2. Разделение города: христиане концентрируются на Софийской стороне, язычники - на Торговой
  3. Военная конфронтация: язычники разрушают Великий мост через Волхов
  4. Тактическая хитрость Добрыни: лазутчик сеет раскол среди язычников
  5. Решающее столкновение: войска переправляются через реку и подавляют восстание
  
  1071 год - избиение волхвов:
  Отдельный летописный эпизод описывает появление волхва, открыто противостоящего христианству. Князь Глеб Святославич демонстративно убивает его, доказывая бессилие языческих богов. Историки спорят: было ли это отдельным событием или финальной стадией длительного противостояния.
  
  Практические аспекты массового крещения: методы и реалии
  
  Организационные и силовые механизмы
  
  Крещение носило принудительно-коллективный характер, что соответствовало средневековым представлениям о единстве веры и власти.
  
  " "Крещение под защитой меча": Первыми были обращены жители правобережной (Софийской) стороны, контролировавшейся княжеской администрацией. После подавления восстания крещение стало условием прекращения репрессий.
  " Тактика разделения: Использование лазутчика, распространявшего слухи, что "князь уже тайно принял христианство", психологически подрывало единство сопротивления.
  
  Ритуально-обрядовая практика
  
  Обряд был значительно упрощен для массовости и скорости.
  
  " Массовость процедуры: Отсутствовал длительный период оглашения (обучения). Основным элементом было троекратное погружение в воду или обливание с произнесением крещальной формулы.
  " Места крещения:
   " Река Волхов - основное место, символически связанное с низвержением идолов
   " Другие водоемы: ручьи (Плотницкий), озера, специальные бассейны
  " Символизм разрушения: Публичное унижение идола Перуна (волочение по городу, избиение палками, сброшивание в реку) наглядно демонстрировало триумф новой веры.
  " "Крещение в один день": Процедура, вероятно, приурочивалась к празднику и проводилась максимально быстро, чтобы предотвратить новое сопротивление. Крестили целыми семьями и родами.
  
  Инфраструктура и закрепление результатов
  
  " Строительство первых храмов: Немедленно после крещения началось возведение деревянных церквей, часто на местах бывших капищ (принцип сакральной преемственности). Первой стала церковь Святого Иоакима и Анны.
  " Кадровое обеспечение: Священники прибывали с юга Руси и из Византии, часть готовилась из местных обращенных.
  " Экономические рычаги: Принятие крещения могло давать преимущества в торговле и социальном статусе, отказ - приводить к ограничениям.
  
  Археологические свидетельства
  
  Раскопки подтверждают насильственный характер христианизации:
  
  " Следы пожаров в слоях конца X века
  " Разбитые языческие идолы, включая остатки крупного идола Перуна
  " Резкая смена погребального обряда
  " Находки ранних христианских символов (крестиков, образков)
  
  Историческое значение и интерпретации
  
  1. Политический аспект: Крещение Новгорода завершило формальное включение важнейшего центра Северной Руси в христианское пространство, укрепив власть Киева.
  2. Культурный разрыв: События показали глубину конфликта между традиционным языческим миром и новой государственной религией.
  3. Длительность процесса: "Избиение волхвов" 1071 года свидетельствует, что христианизация была не единовременным актом, а продолжалась десятилетиями, принимая формы идеологической борьбы.
  4. Модель христианизации: Новгородский опыт стал примером сочетания военного принуждения, политической хитрости и ритуально-символических действий, которые затем применялись в других регионах.
  
  Заключение
  
  Принятие христианства в Новгороде представляло собой сложный многоэтапный процесс, сочетавший элементы:
  
  " Военно-политического принуждения
  " Тактических маневров
  " Упрощенной массовой обрядности
  " Символического разрушения старой веры
  " Постепенного строительства новой церковной инфраструктуры
  
  Практика крещения была ориентирована не на глубокое усвоение доктрины, а на формальное включение населения в новую религиозно-политическую систему. Сопротивление волхвов, кульминацией которого стало их "избиение", демонстрирует, что за внешним принятием христианства скрывался длительный и болезненный процесс трансформации общественного сознания, окончательно завершившийся лишь к XII-XIII векам.
  
  ---
  
  Список литературы
  
  Источники
  
  1. Повесть временных лет / Подготовка текста, перевод и комментарии Д.С. Лихачева. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  3. Янин В.Л. Я послал тебе бересту... - М.: Изд-во МГУ, 1975.
  
  Исследования
  
  1. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1. - М.: Языки русской культуры, 2000.
  2. Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.
  3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987.
  4. Щапов Я.Н. Государство и церковь в Древней Руси. - М.: Наука, 1989.
  5. Карпов А.Ю. Владимир Святой. - М.: Молодая гвардия, 2004.
  6. Мусин А.Е. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV веках. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
  
  Археологические исследования
  
  1. Янин В.Л., Колчин Б.А. Археологические открытия в Новгороде // Вопросы истории. 1975. No 2.
  2. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - М.: Наука, 1982.
  3. Мусин А.Е. Крещение Руси: археология и история // Стратум-плюс. 2000. No 5.
  
  Специальные работы по практике христианизации
  
  1. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. - М.-Л.: Наука, 1966.
  2. Михеев С.М. "Крещение Руси" в летописной традиции: структура и смысл рассказа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. No 3(41).
  
  Зарубежные исследования
  
  1. Franklin S., Shepard J. The Emergence of Rus 750-1200. - London: Longman, 1996.
  2. Poppe A. The Rise of Christian Russia. - London: Variorum Reprints, 1982.
  
  Обобщающие труды
  
  1. Плигузов А.И., Хорошкевич А.Л. Русь в конце X - начале XII века // История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: Изд-во МГУ, 1996. 2. Толочко П.П. Древнерусский языческий храм // Российская археология. 2002. No 1.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"