Буквица #3, 2007 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 I 8 II 9 III 10 IV 11 V 12 VI 13 VII 14 15 16 VIII | Статистика | Школа |
|
|||||||
РАЁШНЫЙ СТИХ, РАЁК — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры раёшного стиха самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене.
Пример раёшного стиха (из книги "Народно-поэтическая сатира", Л., 1960): |
Петрушка — главный герой русских народных балаганов — зазывает зрителей на представление. Этот макет балагана со сценкой из народной жизни не случайно представлен в экспозиции Дома-музея Ф.И.Шаляпина в Москве. По словам артиста, театр для него начинался именно с балаганных кукольных представлений. Макет выполнен художниками П.Аведьяном и В.Банком. Фото Б.Нубатюка [Музеи] |
||||||
В русской литературе раёшный стих долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой емкой народной форме стиха, например, А.Пушкин в "Сказке о попе и о работнике его Балде", выдержанной в духе народного райка:
|
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) |
||||||
Н.Некрасов использовал в стихотворении "Дядюшка Яков" форму укороченного, прибауточного райка:
|
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) |
||||||
Совсем по иному звучит стих А.Блока, применившего форму райка в поэме "Двенадцать"; здесь Блок употребил перекрестные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для раёшного стиха смежных рифм:
|
Александр Александрович Блок (1880-1921) |
||||||
Широко пользовался раёшным стихом Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной "Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла":
Раёшным стихом писали В.Хлебников ("Ночь перед Советами") и В.Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного раёшного стиха. |
Демьян Бедный
|
||||||
В годы Великой Отечественной войны С.Кирсанов создал фронтовой раёк "Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата", которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка):
"Должен я, вам, бойцы, доложить собственный опыт. Чтоб скорее врага сокрушить, доберись до немецких окопов. Доберись и иди в рукопашную, схватку бесстрашную! Тут тебе нечего бомбы бояться — ежели мы ворвались к ним, не будет немецкая авиация бить по окопам своим. Пушкам немецким бить не приходится — немцы тут же в окопе находятся. Мы в рукопашной немцу страшнее, — всаживай штык в поганую шею, занимай, очищай траншею. Куй железо, пока горячо, атакуй ещё и ещё. И все назовут тебя храбрецом. Дружит победа с умелым бойцом!.." |
Семён Исаакович Кирсанов (1906-1972) |
||||||
Заслуживают внимания опыты (В.Боков) |
Виктор Фёдорович Боков (р. 1914) |
||||||
(Э.Котляр) Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А. Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному раёшному стиху предстоит большое будущее. |
Эльмира Петровна Котляр (1925-2006) Текст статьи воспроизводится по электронному изданию "Поэтический словарь Квятковского". Участники проекта Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) не возражают против републикации любых материалов ФЭБ как в электронной, так и в печатной форме. |
Буквица #3, 2007 | Стр.: 2 3 4 5 6 7 I 8 II 9 III 10 IV 11 V 12 VI 13 VII 14 15 16 VIII | Статистика | Школа |