Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Малоизвестные иконы. Вечный образ Богородицы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

Малоизвестные иконы. Вечный образ Богородицы

  
17 [Из книги А.Рыбакова
  
   С этой иконой я близко познакомился в 1999 году, когда я только что вышел на свободу с чистой совестью, и мы с Валентиной путешествовали по Сухоне и Северной Двине. Я писал тогда:
  
   "Еще Тотьма известна своими деревянными резными иконостасами и, конечно, иконами. Когда-то, еще при историческом материализме, в Москве, в Манеже, проходила огромная выставка Искусство земли Вологодской. Мне запомнились три иконы, встреча с которыми волновала меня не меньше, чем белые ночи на Сухоне. Богоматерь Одигитрия, икона первой половины XVI века, это ещё до Ивана Грозного. Среди множества сходных в основных чертах Одигитрий вы, не задумываясь, выделите ее: чуть удлинённый овал лица под иссиня-голубым чепцом и плохо сохранившимся мафорием, огромные печальные глаза и почему-то пухлые и немного капризные губы. Изысканная восточная красота, но не евангельская, а скорее, библейская или даже языческая.
   Эта выносная двусторонняя запрестольная икона (на аверсе - Одигитрия, на реверсе - святитель Николай Мирликийский) служила почти четыреста лет в храме Троице-Сергиевой пустыни на Дедовом острове, чудом не была уничтожена, чудом не была вывезена в Москву, где могла томиться в каких-нибудь запасниках, и сейчас благословляет таких редких теперь посетителей Тотемского музея".
   http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/nord.shtml
  
   "Выносная" икона называется так потому, что выносится из церкви во время крестного хода, и её несут впереди шествия. "Запрестольная" - икона хранится в алтаре, у восточной стены, за престолом. "Двусторонняя" - изображение написано с обеих сторон иконной доски. Это реверс иконы:
  
20 [Из книги А.Рыбакова
  
   Это аверс иконы:
  
18 [Из книги А.Рыбакова
  
   Это картина Амадео Модильяни, портрет Жанны Эбютерн, написанный в 1918 году, то есть, четыреста лет спустя после написания иконы (Testa di Jeanne Hebuterne. Verso destra):
  
19 [Из Сети]
  
   А вы говорите - авангардизм!
   И вот - наша современница, автор Самиздата Ирина Чуднова:
  
  
   Правда, можно найти общие черты с иконой?
   "...Огромные печальные глаза и почему-то пухлые и немного капризные губы".
  
   О Дедовом острове
   Икона, помните, из Троице-Сергиевой пустыни, которая располагалась на Дедовом острове на реке Сухоне недалеко от Тотьмы. Вот что я писал много лет назад об этом острове:
   "...Двиница. Стрелица. Толшма. Печеньга. Царева. После реки Царевы, напротив поселка Советский, три знаменитых острова: Дедов, Бабий, Внуков. Через три километра открывается вид на Тотьму.
  
   Дедов остров - самый большой на Сухоне: примерно полтора километра в длину и полкилометра в ширину. В отличие от остальных речных островов, он коренной, а не намывной. Более того, он не заливается даже в самый высокий паводок. Общая легенда гласит, что давным-давно бежали из Устюга местные жители, дед, бабка и внук. Первым выбился из сил внук, за ним бабка, а дед не мог их бросить одних и сам остался посередине реки громадным островом.
  
   Александр Васильевич Кузнецов, молодой учёный, признанный авторитет в топонимике, простой сельский учитель из расположенной не так далеко отсюда Усть-Печенги, считает, что эта легенда скрывает суровую действительность первых лет борьбы с язычеством. Дед - это бог Велес, который кроме скотьего бога, преобразованного позже в православного Власия, выступал у восточных славян в качестве покровителя загробного мира. Отсюда не лишено оснований предположение А. В. Кузнецова о том, что на Дедовом острове в глубокой древности было языческое кладбище с идолом Велеса - Деда. Баба - это Мокошь, богиня урожая, Мать-сыра-Земля. Внук - от того, что в системе боги-люди древние славяне причисляли себя к категории внуков.
  
   Куда они бежали? Скорее всего, ростовские христианские миссионеры свергли идол Велеса, стоявший по преданию в центре Устюга, и Велесу с семейством некуда было бежать, кроме как в глухие тотемские края. Так говорит Александр Васильевич Кузнецов, которому в этом году исполнилось 36 лет".
  
   В "этом году"- в смысле, в том, в 1999-м. Сейчас Александру Васильевичу должно быть около пятидесяти лет. Он по-прежнему живёт и работает в Усть-Печеньге. Это его интервью 2010 года "Комсомольской правде", перепечатанное в Вологде: http://www.booksite.ru/pressa/396.htm
   Это его работа "Дославянские топонимы Тотемского края":
   http://www.gorodtotma.ru/127-doslavjanskie-toponimy-totemskogo-kraja.html
  
   Так выглядела церковь, из которой взята выносная икона "Богоматерь Одигитрия"
  
26 [Сайт Алексея Лапина]
  
   Так эта церковь выглядит сейчас (Здесь и далее снимки Виктора Сазонова и с сайта Алексея Лапина):
  
24 [Сайт Алексея Лапина]
  
   Правда, в 2010 году по инициативе знаменитого путешественника Фёдора Конюхова на острове был установлен Поклонный крест, а в прошлом году на народные средства построена деревянная часовня. Здесь Федор Конюхов с руководством Вологодской области и города Тотьма у Поклонного креста:
  
28 [Из Сети]
  
   Это виды на часовню в разное время года:
  
22 [Виктор Сазонов]
  
23 [Сайт Алексея Лапина]
  
27 [Сайт Алексея Лапина]
  
   Фото Тотьмы из поездки 1999 года у меня здесь:
   http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/nord_1.shtml
  
   Великолепный фоторепортаж о более современной Тотьме на сайте Алексея Лапина:
   http://a-lapin.narod.ru/totma.htm
  
   "Страна наша велика и обильна..."
  
   8 декабря 2012 года
   Москва
  
   Продолжение здесь: http://samlib.ru/editors/c/chuksin_n_j/icons_14.shtml
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"