Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Индия: История в архитектуре и искусстве. Удайпур

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из городов Раджастана интересен Дворцом Махараджи и древним храмом в местечке Ранакпур.


   Индия: История в архитектуре и искусстве.
  
   Удайпур.
  
  Вид на Удайпур из дворца махараджи [Долгий В.]
  
   Туристы, путешествующие по Индии, изучают ее историю воочию, посещая храмы, дворцы, форты, сады, музеи. Мы начали свое турне с центрального штата Индии - Раджастана. Первым городом, в который мы прилетели из Дели ранним утром, был Удайпур. Нас встретил молоденький англоговорящий гид - русскоговорящих гидов там нет, и сразу же повез в главную достопримечательность этого уездного городка - во Дворец махараджи.
   Позже, когда мы переезжали из города в город, я поняла, что Раджастан не зря называется именно так: место, где живут раджи. Раджа - правитель, король. Его именуют Махараджа. У него, как правило, несколько жен. Главная жена - королева - Махарани, остальных называют просто рани - госпожа. Они полностью подчиняются махарани и зависят от ее благоволения.
   Все дворцы индийских правителей, построены в домогольский период (до начала 15 века). При строительстве использовали в основном белый мрамор, который добывают в Раджастане до сих пор. Мраморные плиты украшают инкрустацией драгоценными камнями, ажурной резьбой, изображая цветы, животных, замысловатые узоры. Невозможно описать полет фантазии индийских художников, имена которых история не сохранила. Даже в период правления моголов, когда Индию завоевал хан Бабур, правители городов и уездов не отказались от истинно индийских украшений своих дворцов и мавзолеев. Так родились шедевры архитектуры могольского периода, самым известным из которых является мавзолей Тадж-Махал.
   Одно различие между храмами индийскими и могольскими сразу бросается в глаза - это форма и размер. Древние индийские храмы - небольшие, ажурные, словно окаменевшие замки из песка, с многочисленными скульптурными фигурками богов, нимф, слонов, обезьян. В наши дни - серые, от древности, с черными потеками, въевшимися в камень. Могольские же поражают гигантскими порталами, куполами, устремленными в небо, украшенными мозаикой зелено-голубых оттенков, различной символикой. Но более всего меня впечатлили ажурные мраморные вставки разных размеров - от небольшого оконца до целых стен. Резчики мрамора использовали огромное разнообразие орнаментов - цветы, звезды, многоугольники, переплетение фигурных линий. Издали такие решетки выглядят как занавеси из тканей. Сквозь маленькие отверстия проникает свет и тогда ажур переходит тенями на мраморный пол. Зрелище достойное, чтобы его увидеть.
   Как нам рассказал гид, сквозь такие решетки женщины гарема правителя могли наблюдать за представлениями и торжественными церемониями, проводимыми во дворце. Они видели всё, их не видел никто.
   В Удайпурском дворце мы переходили из зала в зал, рассматривая миниатюры, картины, изображающие подвиги правителя, портретную галерею, отображающую всю родословную ныне здравствующего махараджи. Да, во дворцах до сих пор живут потомки тех древних родов, которые вершили судьбы своего народа. Современные махараджи сохраняют свой статус, но не являются решающими политическими фигурами. Дворцы, как правило, разделены на две части: жилую, которую занимает семья махараджи - это приватная зона и охраняется особо, и музейную, открытую для посещений.
   Мне запомнилась история первого удайпурского махараджи, рассказанная гидом.
   Правители в те далекие времена вели друг с другом захватнические войны. Силой армии считался боевой слон. Один только вид этого огромного животного в доспехах внушал страх. А у нашего махараджи слонов не было. Но у него был замечательный конь - белый, статный, и звали его Чатак. Махараджа приказал сделать для него маску слона. Коню надевали маску, и махараджа гордо восседал на нем, демонстрируя противнику, что и у него есть слон.
   Несколько дворцов в Удайпуре построены на озерах. Небольшие блюдца воды отражают четкие формы белоснежных дворцов, в которых сейчас размещаются элитные гостиницы, рестораны. К ним плывут на лодках. В озерах плавают птицы - утки, пеликаны, на торчащих из воды островках, плитах, бревнах сидят вороны и разные пичужки.
   Февраль - время, когда воды в Раджастане мало. Дожди прошли давно, и озера обмелели. Вода покрылась тиной, что не очень приятно, водоросли видны на поверхности озер.
   Из храмов Удайпура нам показали Джайский.
   Но более всего мне запомнилось вечернее путешествие в Ранакпур. Туда ведет узкая извилистая дорога, проложенная в высоких холмах, со скальными выступами и безлистными деревьями, ветки которых изогнуты и выглядят как затаившиеся змеи. Меня поразило одно дерево, я его встречала повсеместно во всех городах. На нем совсем нет листьев, зато прямо на толстых ветках растут огромные, с ладонь, красные или оранжевые цветы. Цветы падают на землю, и под деревом пестреет ковер, сотканный из травы, цветов и камней.
   В Ранакпуре сохранился древний храм, датируемый 6 веком. Вокруг него разбит сад. Сейчас ведутся восстановительные работы, но это не мешает наслаждаться красотой архитектуры храма. Разрешается войти внутрь, только предварительно необходимо снять обувь. Каменные плиты холодные, но прогулка босиком доставляет удовольствие. Внутри всех древних индийских храмов помещены скульптурные изображения богов, коих в индийской религии много. Но об этом отдельный разговор. Как и о разнообразной символике повсеместно используемой индийцами в повседневной жизни.
   Меня заинтересовало, почему древние храмы построены в пустынных местах. Ранакпур одно из таких мест. Ответа я не нашла, но предполагаю, что храмы строились в местах, которые посетили святые люди, и будда, в частности. Святые всегда уходили подальше от мирской суеты, в горы, пустыни, в леса. Наедине с природой они размышляли о бытие, о мироустройстве, обращались к богу. Потом люди шли к ним, прослышав о мудрости отшельников, просили совета, помощи. После смерти святых над их могилами или местами, где они жили, строили храмы. Так и возникли шедевры древней архитектуры, которой мы сегодня любуемся, подчас даже не задумываясь над тем, кто и зачем построил храм.
   По пути в Ранакпур на дороге мы видели обезьян, много. Они живут в лесу, а на дороге попрошайничают, смело кидаясь на машины. Мы ехали с закрытыми окнами, потому как мартышки мгновенно реагируют на малейшую остановку машины.
   Ночевали мы в старом отеле, который очень похож на дворец махараджи. Но все современные удобства, так необходимые путешественнику, там предусмотрены. А комфорт в сочетании с красотой маленького садика внутри отеля и необычным убранством комнаты оставили приятное впечатление. Отель был построен для первых английских колонизаторов. Стены комнат украшены гравюрами, на которых изображены англичане.
  
  Храм Ранакпура на закате [Долгий В.]
  Далее об Индии здесь:
  
  Индия: Люди и нравы
  Индия: Хаджурахо. Кама-сутра в камне
  Индия: Форты Читораг, Амбер, Джайгарха, Фарихур Сикри, Агра
  Индия: Каньон Ранех, форт Гвалиор, Джайские фигуры
  Индия: Религии, Божества, Символы
  Индия: Дели
  Индия: Рай, называемый Гоа

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"