Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Индия: Карнатака. Природа и история

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фотоочерк об интересных местах индийского штата Карнатака


   Индия: Карнатака. Природа и история
  
  Городок Бадами, вид с крепости [Долгий В,]  Прадеш Карнатака на карте Индии []
  
   Прадеш Карнатака (с ударением на втором слоге) находится на юго-западе Индии. Если вы отдыхаете в Гоа, то проехать в штат Карнатака можно по живописной горной дороге, проходящей через горы Западные Гаты. Дорога не просто живописная, она сказочная! Горы покрыты густыми лесами, в которых лиственные деревья увиты тропическими лианами, а дикие обезьяны, проявляя природное любопытство, изредка выходят на дорогу.
  
  Водопад Джог в феврале, общий вид [Долгий В,]
  
   В Западных Гатах на территории Карнатаки находится самый большой водопад Индии Джог (Jog). Наиболее зрелищным он становится в сезон дождей - с мая по ноябрь. Тогда река Шаравати обрушивается вниз с высоты 270 метров широким каскадом, окружая себя плотным облаком водяной пыли.
   Мне довелось увидеть водопад в феврале. И хоть в это время года воды было мало, а водопад казался длинной струей с несколькими небольшими водопадами по всей ширине скального обрыва, нам с мужем удалось посмотреть его снизу. Вряд ли такое приключение возможно, когда Джог низвергается во всей своей красе.
   Справа от обзорной площадки вниз уходят ступени. Их тысяча четыреста. С самого начала спуск довольно-таки пологий, но местами лестница крута, что особенно чувствуется при возвращении, когда приходится подниматься.
   Спуск к подножию водопада занял у нас полчаса, а подъем сорок минут. И около двух часов мы провели внизу, перебираясь от одной струи водопада к другой по нагромождению огромных валунов между небольшими озерцами. Водяная пыль не дает возможности подойти к водопаду близко даже в период малой воды: и одежда становится мокрой, и камни покрыты слоем скользкого ила, по которому не только ноги, но и руки скользят. Быть уверенным, что удержишься от падения, совершенно невозможно. Кстати, камни очень необычны: и формой, и структурой, и цветом.
   В скалах у водопада гнездится множество птиц. Нам посчастливилось увидеть и даже заснять такую красавицу. Она принимала водно-воздушные ванны, устроившись на камне неподалеку от берега, поросшего кустами олеандров.
  
  Птица у водопада [Долгий В,]
  
   Вверху на площадке, предназначенной для стоянки, недалеко от базара, где торгуют напитками и фруктами, "пасутся" обезьяны. Они не надоедливы, но и назвать их дикими тоже нельзя. Зато они забавны.
   Дорога к водопаду, начиная от основной трассы, длиной километров сорок пять и настолько извилиста, что напоминает ползущую змею. В нескольких местах она проходит по мостам и вид с них на реку просто сказочный! Как и зеленые блюдца рисовых полей жителей нескольких деревень, отвоевавших у джунглей места для своих домов.
   Проезжая вглубь Карнатаки, к древним городам Бадами, Хампи, замечаешь вдоль дорог цистерны для воды. Жители этих мест, находящихся за горами вдали от полноводных рек, вынуждены экономить воду и употреблять привозную или в лучшем случае из артезианских колодцев. Но для туристов именно Бадами и Хампи очень интересны старинными индуистскими храмами и дворцами. Впрочем, для деревьев манго и кокосовых пальм, растущих повсюду, влаги хватает.
  
  Храм на озере, пещерные храмы Бадами [Долгая Г,]
  
   Городок Бадами прославлен в первую очередь пещерными храмами, вытесанными монахами-индуистами в естественных скалах красновато-коричневого цвета. Это снаружи кажется, что порода, из которой вырезаны все скульптуры, колонны, барельефы - легкообрабатываемый песчаник. Внутри камень серый и очень твердый. А потому мастерство неизвестных скульпторов восхищает еще больше.
   Пещерные храмы Бадами датируются шестым-одиннадцатым веками. Для посещения оборудованы четыре храма. Два первых посвящен самому "эпатажному" богу индуистов Шиве. Сразу же бросается в глаза хорошо сохранившийся барельеф танцующего Шивы справа от входа в первый храм. Этот барельеф уникален. Шива изображен с восемнадцатью руками, тогда как обычно бывает четыре.
  
  
  Танцующий Шива, пещерные храмы Бадами [Долгий В,]
  
   Шива - один из верховных богов ведического индуизма, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную троицу (тримурти), где он выступает как бог-разрушитель. Шива разрушает все старое, отжившее, создавая при этом новый мир, новую Вселенную. Танцуя, он создает вихрь времени, уравновешивает рождение и смерть, разрушение и созидание. Натараджа - Владыка Танца, или Космический Танцор - это одна из форм представления Бога Шивы.
   Великий французский скульптур Огюст Роден когда-то сказал, что Шива Натараджа - это самая гениальная скульптура, созданная человеком.
  
   Каждая поза танцора многозначна. Позы формируются из положения рук и ног. На фреске Бадамского храма таких поз восемьдесят одна. В каждой руке Шивы либо есть какой-то символических предмет - барабанчик для отбивания ритма в верхней правой руке, лепесток огня, как символ одной из пяти стихий, в верхней левой руке, - либо кисть руки собрана в одной из мудр, также имеющих свое значение - защиту или благословение, напутствие или указание на иллюзорность мирской жизни.
   В индийском искусстве нет случайных символов. Каждый цветочек имеет свое духовное содержание. То же самое можно сказать и о скульптурных формах индуистских богов и богинь. Каждое божество занято чем-то, что исполнено глубоким космическим символизмом. Важно помнить об этом, рассматривая украшения храмов. Лики богов, их позы передают все наши человеческие эмоции и настолько достоверно, что каждая фреска или скульптура на похожа на другую и рассматривать их можно часами.
  
  Лица богов, пещерные храмы Бадами [Долгий В,]
  
   Рассказывая о Танцующем Шиве, наш гид показал несколько па, объясняя их значение. Я попробовала повторить одно из движений, в котором Шива левой рукой указывает на левую ногу, таким образом давая понять, что мир - иллюзия, а правая рука замерла с барабаном, символизирующем звук, который в свою очередь ассоциируется с Эфиром, где созидается энергия Абсолюта, основы мироздания.
   Внутри Храма Танцующего Шивы много барельефов, красивых колонн с орнаментами и фигурками из индуистской мифологии. Древние мастера богато украсили не только стены и колонны храма, но и потолок. Кое-где сохранились даже краски.
   В глубине храма есть отдельное помещение, где находится святилище - лингам Шивы. Лингам означает творчество, производящий, активный мужской принцип. Поэтому он изображается в виде фаллоса, возвышающегося над овальным или квадратным постаментом с некоторым углублением, символизирующем йони - женское начало. В этом тоже заложен принцип космического созидания и обновления Шивы-творца.
   Один храм посвящены богу Вишну, пребывающему на Земле в одной из аватар - быка, льва, карлика и других, и четвертый храм, вырубленный значительно позднее трех предыдущих, свидетельствует о поклонении его создателей божествам Джайн, от которых произошло название одной из индийских религий - джайнизм, так же признающих индуистскую троицу. Фигуры джайнских богов легко узнаваемы: всегда повторяются определенные пропорции тела, будь то гигантские фигуры по дороге к форту Гвалиор, или небольшие скульптуры пещерного храма в Бадами. В святилище джайнского храма уже нет лингама Шивы, а изображен сидящий будда.
   От пещерных храмов открывается красивая панорама на город Бадами, озеро, в которое опускаются ступени, одинокий и очень красивый храм на озере и на противоположный скальный массив, в каньоне которого сохранилась древняя индийская крепость, а на вершине еще один индуистский храм.
   С вершины смотровой башни крепости хорошо видна жизнь одной из улочек города, по которой потом можно прогуляться, погрузившись в реальную атмосферу жизни бадамцев. На Закате очень красив храм у подножия крепости. Он тоже вырезан из камня и в окружении яркой зелени сада его красные стены особенно светятся в лучах заходящего солнца.
   В штате Карнатака сохранились целые города и отдельные храмовые комплексы, время постройки которых датируется VI-XI веками.
  
  Паттадакал [Долгий В,]
  
   Недалеко от Бадами расположены город Паттадакал, комплекс Айхол. А почти на востоке штата сохранился огромный город Хампи. По территории в 27 квадратных километров можно гулять не один день, полностью погрузившись в эпоху индуистской истории.
   Древние храмы выглядят как игрушки. Лаконичные архитектурные формы, богатые украшения внутренних покоев и фасада, космический смысл каждого элемента декора восхищают и наводят на размышления о вечности мира и таланте и мастерстве человека, создающего подобные шедевры.
   Но не только древние мастера умели поражать воображение творениями рук своих. В городе Мурудешвар на берегу Аравийского моря в 2002 году построен комплекс, посвященный богу Шива. Гигантская белая статуя четырехрукого Шивы, сидящего в позе лотоса, возвышается на прибрежном холме, от которого в обе стороны уходит красивая полоса изумительных пляжей. Высота статуи 37 метров. Напротив Шивы, рядом с одноименным храмом XVI века построена смотровая башня высотой 75 метров, на верхний этаж которой за небольшую плату на лифте поднимают всех желающих. Эту башню называют башней Радж Капура.
  
  На пяже Ом [Долгий В,]
  
   В местечке Гокарна есть интересный пляж, называемый "Ом". Его очертания напоминают символ "ом", являющийся главным символом индуизма. В городке Гокарна есть священное озеро, старинные храмы. Туда съезжаются паломники и последователи учений Кришны, любители йоги, туда с Гоа перебрались хиппи нашего времени. Это уединенное место привлекает красивой природой, почти полным отсутствием суеты, присущей туристическим зонам отдыха. Небольшие отели окружены ухоженными садами, в которых растут цветущие деревья и кустарники, зовущие дорожки приводят к уютным беседкам или к морю.
  
  СтатуЯ Шивы в Мурудешаваре [Долгий В,]
  
   Вспоминая все, что я видела в Индии, ловлю себя на мысли о том, что не могу однозначно выразить свое отношение к этой стране. В памяти остаются и фантастические цветы садов, и плеск волн Аравийского моря, и восторг от приобщения к неувядаемой красоте индийского искусства. Сама Индия слишком многогранна, слишком пестра во всех отношениях. Конечно, никого не оставят равнодушными красоты природы - море, реки, животные, цветы. Интересны люди, их взаимоотношения с природой, силам которой они дают свое толкование, связывая все ее проявления с волей богов. Но боги у индусов наделены человеческими чертами, у них есть семьи, им не чужды страсти, и, рассматривая старинные фрески, я задумалась о том, что богам известно нечто большее из нашей реальной жизни. Они и стали богами тогда, когда поняли в чем ее смысл. И уже немало столетий Танцующий Шива учит людей пониманию бренности, иллюзорности всего, что окружает нас, стараясь открыть человечеству глаза на истину и божественное предназначение. Что ж, наверное, жизнь на то и дана, чтобы пройти свой путь и понять цель и задачи, поставленные каждому еще при рождении.
  
  Храм Шивы в Мурудешаваре [Долгий В,]
  
   Ташкент, февраль, 2011 год.
  
  Смотрите все фото в иллюстрациях!
  
  Далее об Индии здесь:
  
  Индия: История в архитектуре и искусстве. Удайпур
  Индия: Хаджурахо. Кама-сутра в камне
  Индия: Форты Читораг, Амбер, Джайгарха, Фарихур Сикри, Агра
  Индия: Каньон Ранех, форт Гвалиор, Джайские фигуры
  Индия: Люди и нравы
  Индия: Дели
  Индия: Религия. Божества. Символы
  Индия: Рай, называемый Гоа
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"