Шурыгин Александр : другие произведения.

Музей-усадьба Останкино

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  
ОСТАНКИНО. МУЗЕЙ-УСАДЬБА ШЕРЕМЕТЕВЫХ
(фотоочерк)
  
    Останкино - это еще одна бывшая подмосковная дворянская усадьба, сохранившаяся на территории современной Москвы со своими прекрасными архитектурными творениями, памятниками садово-паркового искусства, поражающая богатыми интерьерами дворцового комплекса - ведь задумывался и возводился главный усадебный дом как дворец-театр, единственное сохранившееся в Москве и её окрестностях здание крепостного театра XVIII века. Сохранились в усадьбе и многие произведения художественного творчества, и предметы усадебного быта.
    Эта счастливая судьба усадьбы связана с тем, что она, как и усадьба Шереметевых в Кусково, а также усадьба Юсуповых в Архангельском после революции 1917 года была взята под охрану государства и охранялась в последующем как национальное музейное достояние.
  
  
  
***
  
    В конце XVI века деревушка Останкино (Осташково) и земли вокруг неё были пожалованы дьяку Василию Щелкалову, хранителю государственной печати. Принадлежали они ему недолго, но за это время здесь был построен боярский двор, вырыт пруд, посажена роща и возведена деревянная церковь. В начале XVII века эти угодья вместе с населением деревушки перешли во владение князя Ивана Черкасского с правом вотчинного наследования. Им были построены взамен разрушенных в смутное время старых щелкаловских строений новый усадебный дом и деревянная церковь, приумножены пашни, расширена старая роща.
    Позднее один из наследников князя, Михаил, сын княжеского племянника Якова, вместо старой деревянной церкви построил рядом с усадьбой новый каменный храм, освященный во имя Живоначальной Троицы (1683г.). Храм этот, возведенный по проекту крепостного архитектора Потехина и являющийся подлинным шедевром русского зодчества, до настоящего времени украшает территорию нынешнего Останкино и является в наши дни приходским храмом.
    В 1743 году умирает очередной владелец усадьбы князь Алексей Черкасский, тогдашний канцлер Российского государства, и вдовствующая княгиня выдает княжну Варвару с усадьбой Останкино в качестве приданного, замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, и усадьба на долгое время, вплоть до 1917 года становится ещё одной родовой вотчиной Шереметевых.
    Настоящий расцвет усадьбы относится к концу XVIII-началу XIX века, т.е. ко времени, когда её владельцем стал Николай Петрович Шереметев. Обер-камергер, действительный статский советник - он был человеком высокообразованным, покровителем искусств, меценатом, музыкантом (виолончель), увлекался идеями просвещения. Одной из таких идей было создание дворца, который бы совмещал в себе театр, картинную галерею и библиотеку. Задумка эта была воплощена в дворце-театре Останкино, авторами отдельных частей проекта которого были архитекторы Кампорези, Иван Старов и Бренна, а реализовали проект строители-крепостные Павел Аргунов, Григорий Дикушин и Алексей Миронов. Деревянный дворец был построен в 1792-1798г.г. из сибирской сосны и снаружи оштукатурен. Внутренние его стены были укрыты декоративными тканями, в т.ч. бархатом и атласом. Зал театра соответствовал всем необходимым требованиям - со сценой, гримерными, обширным и удобным зрительным залом с полукруглым амфитеатром, театральными машинами, позволяющими превращать зрительный зал в зал танцевальный или банкетный. В театральной труппе было около трехсот крепостных актеров, в число которых входила и ставшая впоследствии женой графа известная актриса Прасковья Жемчугова (Ковалёва).
    Граф Н.П.Шереметев хорошо известен также как основатель Странноприимного дома в Москве (ныне это великолепное по своему архитектурному решению здание на Садовом кольце является частью НИИ скорой помощи им.Склифосовского), других не менее известных строений в Москве (Кусково) и Санкт-Петербурге.
    Вот портрет Н.П.Шереметева кисти В.Л.Боровиковского. Рука графа указывает на окно, сквозь стекла которого открывается вид на его творение - Странноприимный дом
  
  
 [В.Боровиковский]

  
  
    В состав усадьбы в те годы входил огромный парк, который включал в себя регулярную ("французскую") и пейзажную ("английскую") зоны. Сейчас музею-усадьбе принадлежит лишь небольшая часть бывших парковых владений, т.к. почти все они были ранее переданы в ведение находящейся по соседству Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ).
    Украшением территории вокруг дворца-театра по-прежнему являются фасадный двор с оградой XIX века и скульптурным изображением Аполлона в центре, а также облагороженный пруд, сохранившийся со времен дьяка Щелкалова, и находящийся поблизости храм Живоначальной Троицы.
    Представить себе, какой была усадьба Шереметевых в начале XIX века, можно по рисунку Н.Подключникова
  
  
 [Н.Подключников]
  
  
    Николай Иванович Подключников - художник, живописец и реставратор. Родился он в 1813 году здесь же, в Останкино, в семье крепостных живописцев. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему принадлежит также хорошо известное полотно с панорамным видом дворца в Кусково (см.здесь), другого имения Шереметевых (Николай Петрович стал его владельцем после смерти своего отца Павла Борисовича).
  
    На следующем снимке - современный вид на музей-усадьбу Останкино, который открывается со смотровой площадки Останкинской телевизионной башни
  
  
 [Александр Шурыгин]
  
  
    А вот такими я увидел дворец, храм и дворцовые постройки с противоположного берега пруда во время своих посещений музея-усадьбы
  
  
 [Александр Шурыгин]

  
 [Александр Шурыгин]
  
  
    Доминирующим на снимках, показанных выше, является храм Животворной Троицы. Здесь необходимо упомянуть о том, что после его возведения при Михаиле Черкасском храм был в конце XVIII века несколько изменен внешне (да и внутренние переделки его не миновали). Затем он вновь претерпел изменения в середине XIX века, когда владельцем усадьбы был Дмитрий Шереметев - сын Николая Петровича и Варвары Алексеевны Жемчуговой. После этого других существенных архитектурных и оформительских изменений храма не было. Прекрасен этот храм не только своим внешним видом, но и внутренней отделкой. В частности, нельзя не вспомнить здесь его деревянный резной с позолотой иконостас с оригинальным оформительским решением.
    Вот как храм выглядит внешне в наши дни на более детальном снимке
  
  
 [Александр Шурыгин]

  
  
    На следующих снимках показаны дворец и фрагменты дворцового комплекса, несколько фотографий дворцовых интерьеров, а также снимки сохранившегося парка с элементами парковой архитектуры и скульптуры.
  
    Первый из снимков - панорамное изображение дворца с его флигелями-павильонами, переходами-галереями и отдельными залами.
  
 [Александр Шурыгин]

  
    Последующие фотографии - снимки дворца, сделанные в различных ракурсах
  
  
 []
     На предшествующем снимке в центре газона перед главным фасадом - скульптура Аполлона, копия античной статуи, изображающей златокудрого греческого бога солнечного света в виде юноши, стреляющего из лука. Аполлон считался покровителем искусств, поэтому, по-видимому, для его скульптурного изображения граф выбрал место перед главным фасадом дворца. На отдельном снимке эта фигура показана в укрупненном виде
  
 [Александр Шурыгин]

  
  
 [Александр Шурыгин]

  
  
    Далее - несколько снимков интерьеров современного дворца-музея, которые даже в этом небольшом количестве позволяют увидеть все богатство архитектурного и художественного оформления внутренних покоев дворца, составить представление о поистине бесценных экземплярах скульптур, картин, мебели, книг и предметов усадебного быта XVIII-XIX веков, сохранившихся в усадьбе или приобретенных работниками музея.
    На первом снимке зал со скульптурным изображением, которое в старинном графском имении вызывало особый интерес и было одним из наиболее ценных экспонатов (впрочем, таковым оно остаётся и сейчас). Это скульптура из искусственного мрамора или из искусственного камня, полученного по несохранившейся технологии литодипира (дважды обожженной глины). Предполагается, что это фигура весталки - жрицы богини Весты, покровительницы семейного очага в Древнем Риме. Изваяна фигура в Англии по заказу графа в конце XVIII века в мастерской искусственного камня Элеоноры Коуд. В поднятой правой руке весталка держала хрустальный фонарь (старое фото с фонарем - следующий снимок)
  
  
 []

  
 []

  
  
  И ещё несколько фотографий интерьеров современного музея-дворца
  
  
 [Алексей Смирнов]

  
 []

  
 []

  
 []

  
 []

  
***
  
    Я уже упомянул о том, что от былого усадебного парка к настоящему времени осталась лишь небольшая его часть. Но и она впечатляет своей ухоженностью, количеством видов и состоянием сохранившихся и вновь высаженных деревьев и кустарников (в том числе редких и экзотических пород), садовой скульптурой - во всём чувствуются здесь опыт и мастерство реставраторов и заботливые руки работников музея. Подтверждением этому служат фотографии аллей, декоративных стилизаций, строений парковой архитектуры, парковых скульптур и скульптурных композиций. Вот некоторые из них
  
  
Рукотворный холм Парнас украшает беседка "Миловзор"
  
 [Александр Шурыгин]

  
  
Композиция "Три грации" на фоне заднего фасада дворца
  
 []

  
  
Невдалеке от Парнаса находится беседка "Храм"
  
 []

  
  
  
***
  
  
    Сохраняя идеи основателя дворца, работники современного музея-усадьбы Останкино считают важной историко-просветительскую и культурно-воспитательную деятельность. Здесь проводятся не только тематические экскурсии и рутинная музейная работа. На время реставрации (она вскоре завершится) научными сотрудниками музея подготовлены циклы лекций для групповых занятий по истории усадьбы, судьбам ее владельцев и тех, кто создавал эту красоту и величие в течение более чем трех столетий. Подготовлена виртуальная экскурсия по Останкинскому дворцу, уже готовы лекционные разработки по отдельным разделам коллекционного фонда - мебели, скульптуры, живописи, фарфора, старинных часов и др. Принимаются заявки на проведение семинаров и иных форм занятий для взрослых слушателей и школьников с использованием этих разработок и видеоматериалов.
  Кроме того, в период реставрации музей устраивает однодневные выездные фотовыставки из цикла "Шереметевская Россия", а также передвижные выставки в крупных выставочных комплексах.
  
  
  
***
  
    Завершить этот очерк хочу цитатой с официального сайта музея-усадьбы Останкино: "В 2013 году началась реставрация усадебного комплекса Останкино и расположенного на его территории единственного в мире деревянного дворца-театра. Эта работа станет самым крупным реставрационным проектом в мире с момента завершения послевоенных восстановлений утраченных усадебных пригородов Санкт-Петербурга - Царского Села, Павловска и Петергофа. После завершения реставрации Останкино с дворцом-театром, оранжерейным комплексом, подземными выставочными залами, увеселительным садом XVIII века и другими смысловыми центрами может стать новой точкой на культурной карте Москвы".

  С нетерпением ждем полного окончания реставрации.
  
P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки "Архангельское", "Быково. Усадьба Воронцова-Дашкова" , "Парк Зарядье. Фотопрогулка" , "Воскресный день в Переделкино", "Замоскворечье.Прогулки с фотокамерой", "Святыни Залесской Руси (Переславль-Залесский и Ростов Великий)", "Кусково", "Прогулки по Кузьминскому парку", "Царицыно возрождённое", "Коломенское" , "Кремль в Измайлово", "Николо-Угрешский монастырь", "Коломенский кремль и Фотозарисовки старого города", "Село Остров, Подмосковье" , "Четыре времени года", "Старый Серпухов", "Весеннее утро в Царицыно", "Фестиваль цветников в Кузьминском парке", Волоколамский кремль, Картинки солнечного лета, "Казанский кремль", "Бессмертный полк.Москва,2016" , "Парк Музеон.Фотопрогулка" ,

  Александр Шурыгин, декабрь 2020г

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"