Ишь ты, Абу Рейхан Бируни ещё и частным детективом подрабатывал, оказывается! Однако... Так и напрашивается параллель с доморощенными экстрасенсами, которые походя преступления раскрывают, указав подозреваемого. Ну, хороший оперативник всегда добьётся признательных показаний, школа-то у нас отменная. Помните, мумия сама имя назвала, когда майор Пронин её допросил? Во-о-т, и слава суперчувственных детективов тоже руками современных "прониных" добывается, из указанных подозреваемых. А вы как думали?
К телу и к делу! Рассказ начинается сдвоенным описанием смерти хорезмийца, покусанного слепой змеей. Мне, дуре старой, всегда казалось, что особого значения световая зрячесть змеи не имеет, она - хищная, естественно! - термозрячая, типа, тепловизором пользуется. Но спорить с автором не стану - вдруг он рептолог? ...рептиолог? ...рептолух? ...а, змеелог!
Стал быть, помер покусатый от яда очень страшного, если так быстро, в минуты. Ну, может, ядовитей меня и есть - мамбы там, кобры, эфы, морские всякие змеюки, - но чтобы в минуту сандалии откинуть? Ой, приврал Рухани!
Идём далее. Рустам, замначальника тамошнего горотдела полиции, просит Бируни, как друга, разобраться с убийством пришлого дервиша. В принципе, смерть таких бродячих шарлатанов-одиночек, которые в Хорезме занимали нишу цыганок, не должны бы интересовать тогдашнюю полицию. Но на трупе нашли письмо от эмира к султану.
- Ни себе фига, - вырвалось восклицание почти непечатной формы, - дипломатическая почта и с таким курьером пересылается? Ох... Дайте две!
Ладно, автору виднее, как там в азиатском Средневековье самодержцы переписывались и перекакивались. Дальше, читатель, дальше, говаривал Гоголь, ведя меня по Невскому проспекту, и так привыкла я перебежками двигаться от столба к столбу, что зацикливаться на замеченном не стала.
Бируни отметил правильные навыки ведения опроса свидетелей, которые у полиции издревле сформированы и не меняются. Рустам не стал мелочиться и "рихтовать вывеску", а совсем было собрался рубить головы для "экстренного потрошения", но его вызвали "на ковёр". Бируни сыграл на контрасте в "доброго следователя", и узнал, с кем общался убитый дервиш.
Звездочет, тайное казино... Бируни отвёл душу, потрафил своему азарту, спустил денежки, связавшись с шулером, но ничего не узнал. А когда второй раз припёрся в казино - там уже работала бригада хорезмийского спецназа. Естественно, разбираться с частным сыщиком не стали, повязали и заперли в кутузке.
Слава Аллаху, Рустам вовремя появился! По итогу, Бируни поставили пред ясны очи Пути... виновата! Султана, который жрал в три горла и сетовал, что придурковатый брат по крови владыческой, эмир бухарский, прислал драгоценный камень с дервишем. А сын султана, Масуд, который должен был встретиться с убитым и получить камень в казино - обломился!
Честно скажу - офигенно наплетено кружев. Мне, дуре старой, и невдомёк было, что азиатско-арабско-мусульманская ментальность так отличается от русской. Я, простая, как угол дома, примитивно бы передала камень с кем-то поприличнее и поумнее. Того же Масуда попросила бы сделать крюк и камушек-презент забрать для передачи папе. А они вона как замудрили...
Зато теперь понятно, отчего у них там феодализм никак не кончается, и Западу они постоянно уступали, уступают и уступать будут, хоть залей их нефтью. Умничать не надо! Сказано же - будь проще, люди к тебе и потянутся.
Короче, Бируни как только прочел про камень, сразу всё и просёк. Ага, говорит, мне известно, где камень-изумруд! А мне - ни фига не ясно. Наверное, в голове спутались Махмуд и Мухаммед. Второй, как бы, должен зваться Бируни, но автору виднее, в какой момент читателю мозги морочить.
Вопчем, звездочет велел допросить заклинателя змей, про которого почти ничего не было раньше сказано. Ну, отполировали ему вывеску, драгоценный камень отняли, тогда все детали двух смертей вместе и сошлись. Не только султан, Рустам, Масуд, Ибрагим, но самый проницательный читатель не сумел бы догадаться, что произошло. А Бируни - догадался!
Мораль: учитесь, деточки, много читайте, тогда много будете знать и догадаетесь обо всём на свете.
Смотрите, как всё связано: дервиш про камень проболтался, его левша зарезал, потом левой рукой показал змее камень (ради проверки подлинности камня, это не хухры-мухры!), змеюка его укусила, он выбежал на рынок и с криком про слепую змею - мгновенно умер.
И никто бы никогда не состыковал первый труп со вторым, если бы не проницательный Бируни и скрытный автор. Которому так и хочется отвесить аплодисмент. По щеке. За обман.
Чего вы на меня таращитесь изумлённо? Я истину глаголю. Как можно мне, неграмотной ни разу, догадаться, что есть древнее поверье, словно от изумруда змея мгновенно слепнет? Бируни знал, автор - знал.
А все мы должны были много и долго шастать по интернету, чтобы тоже знать? Скажете - нет, не должны? Сошлётесь на каноны детектива? Мол, от читателя скрывать негоже.
Ерунда. Автор имеет (собственное) мнение, хрен оспоришь, ИМХО, называется.
Что я думаю о рассказе? Ну, тут однозначно. Если бы не утайка, то оценила высоко. Колоритно, выдержано, местами - стильно. Интрига хороша, ан...
События рассказа происходят тьму лет назад, когда не только независимого следствия в лице Следственного Комитета, но и Прокуратуры - не существовало, а всякие там следователи и дознаватели ещё только проектировались воспалёнными умами теоретиков криминалистики и криминологии. Иначе почему скоропостижная смерть пьянчуги вызвала интерес только у участкового, хотя врач в лице доктора ведёт осмотр профессионально, как судебно-медицинский эксперт?
Это я ворчу, потому что улики в рассказе разложены элегантно, сразу наводят на мысль о поражении электрическим током: характерная поза, мокрый коврик, магнит, которым была прижата к металлу купюра, следы от ожога током, которые доктор принял за натоптыши...
И собачка - в тему. Помня задание, я соображала, как автор её пристегнёт. А неплохо! Колоритно выписана старая стерва, с которой я бы остервенело перебрехивалась, окажись у меня она соседкою. Но это не самое главное. Гораздо интереснее было наблюдать, как автор старательно соблюдает условие допущения, принятое в кино - когда человек не может распознать, женщина убегает или мужчина.
Как бы так поласковее, понежнее, чтобы не обидеть автора, которая мне дамой кажется? Сменить совковую лопату на снегоуборочную, чтобы грохоту много, а боли - нет? Ладно, так и сделаю. Если принципиально, то есть разница в тазу. У дам он шире, что заметно даже невооружённым глазом. Оттого-то, когда женщина бежит, когда вес тела переносится с одного тазобедренного сустава на другой - она "колышется" телом значительней, нежели мужчина.
Смех смехом, но анекдот о способе различения кота и кошки - как раз и иллюстрирует разницу в беге мужчины и женщины. Помните? Надо шугануть сидящую кошатину. Если побежал - кот, побежала - кошка.
Ладно, спишу на ненаблюдательность персонажки...
Особо копаться в рассказе я не стану, тут почти всё логично и понятно, Никитка бродит, факты и синяки получает, а потому и симпатичен мне, почти. Классически расставлены персонажи, чтобы подозрение пало на музыкальную Олю, а потом уже - на скверную дочку. Дуст, правда, несколько странноват, но мало ли таких по миру бродит? Сначала - в морду, потом - старательное сливание информации. Хотя, для равновесия, желательно бы в повести, которая вырастет из рассказа, Дуста поймать и глаз подбить. Пусть знает, что "ничто на земле не проходит бесследно..."
Участковый Лёша Быков показан в не самом выгодном свете, но автору виднее. Езерская с дочкой тоже очень жизненные, а вот Колчин... Какой-то утрированный типчик, словно срисованный с портрета "нашиста" или "лимончика". И дочка Агапкина - карикатурна чуток.
Зато над коробками Андрона с коноплёй я поржала всласть! Это мило, такой прикол учудить! Ботанический сад отдыхает! Автор, строго между нами - вы хоть минимальный опыт работы с коноплёй имеете? Или только лучок с морковкой на фазенде выращивали?
Однако должна признать - рассказец длинен, как повесть, так что читать его пришлось внимательно, чтобы ничего не упустить. В целом он мне оченно понравился, хотя ощущение затянутости - присутствует. Будто читаю роман современной писательницы детективов, которой надо набрать "метраж" в знаках. Пожалуй, это единственная серьёзная претензия. Огорчительная.
"-Я люблю сидеть низко, с низкого не так опасно падать. Да, итак, мы остановились на осетрине?" (с) МиМ.
Заграничный колорит, когда даже у "лошадей наши морды" - впечатляет меня до крайности, до впадания в восторг. Особливо ФИО ихние. Дюпуа, это вам не баран чихнул, не Дюбуа. А мсье Тулуз-Лотрек эт точно не Жан-Поль Николаевич Пискунов из "Ширлей-Мырлей"!
От наблюдения за ихним истеблишментом, где благородные богатые полковники, Тернопольские, Джанетти, Пикары - все вкупе и каждый порознь изображают то ли утомлённую жизнью аристократию, то ли зажравшихся нуворишей - меня не отвлекала природа. Наверное, она специально подана в самом начале, чтобы потом я подсознательно проецировала её на ситуацию и соглашалась с автором, с его логикой.
Ну, гости собрались, хрен знает, зачем, потому что меня не убедила мотивировка, предписанная автором. Подумаешь, прыткий прохиндей, которому никто не доверяет, расписывает картины раскрутки туризма для американцев! И что? Джанетти, которого он "кинул" на стольник, вложится в проект? Да ни фига! Он давно уже судится с мсье Дюпуа и ни на какие проекты не согласится.
Ладно. Предположим, народ собрался. И тут вдруг некто убивает мадам Дюпуа, а для вящего эффекта пишет кровью имя её мужа. Типа, кто-то свел стрелки на него, а он вчистую и отмазался!
Ну, мил-друг автор, полицейские всего мира устроены одинаково, все знают статистику, все будут шить дело мужу покойной. И никакие хитроумные построения не отмажут Себастьяна от подозрений в убийстве.
А ну, поехидничаю-ка насчет нераскрытых в тексте нюансов:
Ты смотри, выключатель в нужный момент замкнулся!
Это как так можно обеспечить? А проверить, найти этот выключатель?
Мсье Дюпуа, якобы, взял шкатулку из рук жены.
А показать нам коридор в этом месте, где там что стоит?
Ой, кровью написано на полу!
А посмотреть на указательный палец убитой? Если она писала им, то на подушечке должен быть след, хоть какой-то. А сразу посмотреть на руки всех-всех? Кровь из-под ногтя вмиг не удалишь!
А... Хотя, довольно, пусть судьи наслаждаются поиском. Я же добавлю, что, внимательно просчитав мотивы гостей, менты снова-таки придут к кандидатуре мужа. И упекут его, как миленького. Так что восторгаться дедуктивно-индуктивным талантом Лотрека я не стала - это по силам любому менту.
И вопче, многабукаф. Притомилась, думать сама не смогла - уж так много неинформативного говорения. Чисто, пьесу читала, где персы репликами бросаются.
И потом, дядька, не слишком ли далеко бузина растёт?
"- Нет, не в силах, нет мочи! Как вспомню: колесо по ноге... одно колесо пудов десять весит... Хрусть! Пойду лягу в постель, забудусь сном..."
В свете заварухи, что учинила незалежно-самостийная майданность, когда серпом себе же по молоту вдарила, я критиковать рассказ не стану, а только похвалю автора:
- Ось, чортiв син, яку ядрену фабулу обрав, майже наш Андрiй, який похлеще Гоголiв; яка вона - красивiше мовi Шевченкiв...
Короче, там, как в Диканьке, паныч Нестор всех допрашивает, чтобы успеть виновника вычислить или назначить - это, как карты лягут, как повезёт. Дело простое - всех опросить и узнать, кто подклад распорол у купца Мирона и деньги выкрал.
Приказчик Гнат? Нет. Шинкарь с шинкаркой? Нет. Прошка с Тимошкой? Нет, эти только сонное зелье Мирону плеснули. Катря, что на шлюшку плечевую похожа, но не шлюха? Нет. Карпо? Нет.
Так методом подворного обхода всех, кто в шинке был, допросили и до Федора добрались. Тот Нестору поверил, признался - украл. Сам не понял, как - а вот украл же!
Тем читателям, которые Агату Кристи помнят, несложно увидеть в финале вместо Нестора прославленного усатого бельгийца. Тому тоже все всегда признавались и преступный замысел выкладывали, а иначе порой читателю невозможно понять логику и осмысленность действий.
Но чего не поняла - того не поняла. И вообще, мало, что полная Байда с этой бузиной, так автор/ша распоясалась в финале не на шутку. Федор деньги вернул, Катря утопилась, и тотчас Федор под завал лёг.
Короче, все умерли.
Сказать, что я не в восторге? Так демократы немедленно поколотят. А, совру: обалденно интересно; и национальный колорит только облегчает чтение; а интрига такая захватывающая, что в сон нисколечко не клонит!
"- Наташа, ну как вам не стыдно! Вы грамотная, умная девушка; в очередях врут черте что, а вы повторяете!" (с) МиМ.
Категорически везёт некоторым людям. Особенно в рассказах. В реальной жизни невозможны случаи, когда лох, хорошо за тридцать или сорок, вдруг наполнялся невесть оттуда возникшей умелостью вкупе с крутостью, и резко менял жизнь. В этом рассказе - чудо произошло. Не верите? Напрасно. Слушайте и не говорите, что не слышали:
Жил себе ботаник с мамой, но так она ему плешь переела, что решил он жениться. С женой ему тоже не повезло, та его за полного дурака держала. Зато с кузеном - повезло. Сукин сын и почти подонок был уже сиротой, неблагодарной тварью с подлым характерцем, но походил внешне на братца в режиме близнеца, решительно во всём, кроме голоса.
И вот, коварная жена обнаружила набор трофейных книжек баснословной дороговизны. Она немедленно замыслила комбину. Т.е. навострилась руками кузена-предателя, любовничка, отправить в лучший мир мужа ради миллиона евриков. Спланировала, настроила любовника на мочилово, создала себе репутацию жертвы, но ботаник всех перехитрил.
В точности по "Колобку" он ушел от мамы, жены и братца двоюродного, использовав план по убийству и поразительное сходство. Пересказывать не стану, критиковать - не буду, оценки пусть ставят судьи. Фантастические допущения о возможностях в стенах одного и того же секретного института достать и жучки в мобильники и крутое снотворное - на совести автора.
И ещё одно сумрачное "но", как у настоящего дипсомана в понедельник утром. Чтобы на обгорелом трупе медэксперт обратил внимание на след от инъекции на вене? У бытового пьяницы? В стране, где "ляпочку" обработать уксусом и ширнуться - как делать нечего? Ха, умноженное на три!
Так что бузина высосана из пальца, из вены, пардон. В целом же - нескучно.
"- Черт его знает, я, впрочем, полагаю, что об этом Бегемота не худо бы спросить. До ужаса ловко сперли. Такой скандалище! И, главное, непонятно, кому и на что она нужна, эта голова!" (с) МиМ.
Как сделать рассказ реально крутым
М-да... Кому как повезёт, это точно сказано. Вот взять афроамериканца/ амероамериканца - ему любой дурацкий поступок, типа, санкции, простят, если он будет в белом доме. Или русскоевропейца - тот не слабже отожжет, когдав краснокирпичном доме. Арабосириец - в серобетонном бункере, арабосаудец - в золототканом шатре... А я? Я же лучшее, умнее, мудроватее! Мне тоже отчудить хочется нечто, в глобальненьком масштабе, эпохальненько узвездячить, чтобы засветиться в мире, хотя бы искусства.
И подорвалась я, пока шенгенская виза не отменена, прямиком к нобелевскому комитету, на площадь. А что, геям и лесбиянкам парадить, Пусям в храмах бесноваться песенно можно, вот и я там обнажилась, как Фемен, на грудях плакат красным одноколором и арабской вязью изобразила, де, затребовала: свободу детективного слова - всем пишущим людям, независимость детективных авторов СИ -от всех канонов, а миротворческую премию за "не убей героя рассказа" - мне.
Что вы себе думаете - ущемили меня, негодяйцы единоевропейские. Типа, ни хрена непонятно, чего я манифестирую, а зрение люда прохожего мой внешний вид не радует, но оскорбляет. Дискриминировали старушку, как долго бывшую в употреблении (б-у, стал быть? А я и не скрывала, что б.у.!) сравнительно с молодыми телами - вы поняли, да? Депортироваливашу бабушку с той площади стремительно: пинками аж до самой границы, а там - взашей вытолкали.
И нашичиновные людишки, россиянские, в знак жеста доброй воли, адресованный империалистам - тотчас, не отходя от границы, выделили мне дом, где я обрела долгожданную и долгоисканную свободусамовыражения. Желтый дом. Типа хостель для одарённых людей, одержимых, опаленных творческой искрой в подхвостье или клюнутых жареным петухом туда же.
Охулки на дом тот не положу. Народишко служивый и рабочий тамошний, он в большинстве своём славный, вежливый. Слушали мои декларации внимательно, многие за мной стенографировали и конспектировали речи мои, называли их, типа, лекции мастер-класса. Роман, что там же удалось написать, взяли и "зачитали", похоже. Я не в обиде, многие великие так начинали. Если кто из впечатлённых слогом персональцев перепишет текст для себя - так тому и быть.
Что важно, думалось мне там невпример лучше. Для мемуаров и будущего музея-квартиры классика русско-детективного жанра Бабки-Угадки я кое-что решила оттель скоммуниздить. Из документов, само собой. Слава богу, детективные навыки не растеряла - влегкую выкрала досье, которое на меня завели люди в халатах. Жаль, народец они неграмотный, неправильно пишут имя моё, с маленькой буквы. Кличусь я, вообще-то, Маня, никак не Мания. Но хвалят, это главное. Вот, позавидуйте, как:
"Умеренная мания: мимика оживленная, глаза блестят, речь ускорена, движения быстрые, выглядит помолодевшей, деятельна, энергична. Настроение повышено, прошлое и, главное, будущее предстает в радужном цвете, преисполнена оптимизма, декларирует ощущение своей силы, привлекательности, безграничных возможностей. Характерно для этой мании: радость из-за каждой мелочи, острая реакция на все внешние события, готовность во все вмешаться, стремление к общению. Окружающие и особенно недавно обретенные друзья представляются прекрасными, обаятельными людьми (родные вызывают раздражение попытками ограничить деятельность, прервать неподходящие контакты, запретить неоправданные траты денег). Произошло улучшение памяти. 65-летняя больная с длительным течением предыдущего аффективного психоза и значительным снижением памяти в ремиссии в гипоманиакальном состоянии вспомнила мельчайшие подробности жизни, а также ряд эпизодов во время тяжелых аффективных приступов, которые, как предполагалось, она полностью амнезировала".
Ну вот. Естественно, с высоты моей гениальности ваши рассказы я воспринимала на уровне подмалёвков, которым до шедевра не хватает нескольких ударов кисти, пары мазков, так сказать, исполненных рукой гениального мастера. Но внучата мои дорогие, я же не двужильная, столько рассказов враз дорабатывать!. И решила я поступить проще - дать каждому автору подсказку, как догениалить его произведение. Вот в таком плане, в таком разрезе я и откомментирую каждый текст. Лады?
Пв-12: Путешествие сестры Алисии
Рассказ мог бы носить название "История о ненастоящем". Судите сами: кроме матроса Джеймса и монахини Алисии, все персонажи не те, за кого себя выдают. Спутница монахини "Анжела Харди" оказывается преступницей Элен, супруга офицера Роберта - на самом деле ему не жена, русский граф Комаров - наврал о посольстве, "барон де Мален" - всего лишь бестолковый детектив, морской лейтенант Роллинг - грабитель и убийца, знаменитого пирата и клада - на острове нет.
Добро бы этим исчерпывалось ненастоящее. Увы, нет. Если поверить в интригу и долгоиграющий замысел преступника можно без усилий, то остальное требует доработки напильником. Это будет воспринято, как забота о достоверности фабулы, бо острые углы сюжетной схемы надо бы укрыть художественным словом. Они выпирают, на них натыкаешься, и это раздражает.
Вводный абзац мне показался совершенно ненужным, зато второй - вот подлинное начало приключенческого рассказа! Пожар на судне, взрыв, гибель всех, кроме спасшихся на единственной целой шлюпке. У них, пассажиров шлюпки, есть несколько бочонков воды, но за сутки с небольшим эти водоплавающие ироды потребили её почти всю. Остался лишь неприкосновенный запас, который лейтенант Роллинг, помощник капитана утопшего судна, старательно сохранял.
Кстати, большинство авторов традиционно обходит одну проблемку, хотя деликатный намёк о сложностях "обратного процесса" сразу добавил бы достоверности повествованию. Памперсов в те времена взрослые люди впрок не надевали, понимаете? Читатель умён, как ни печально/радостно это, потому не откажется принять доказательство внимательной, вдумчивой проработки сюжета, всего лишь, без грубого натурализма. Он знает, что живым людям свойственно испытывать витальные потребности, диктуемые инстинктами, а цивилизованным - еще и подчиняться неким привычкам. Например, умываться, мыться, причесываться, стирать грязную одежду, носки, чулки, разуваться, чтобы ноги отдохнули... Чисто в духе английского классического детективного рассказа - автор упускает такие низменные моменты.
Мазок тут потребен, мой, гениальный. Персонажам нужон объём, обычно заявляют критики, а то, де, картонные получаются герои. И правильно бурчат вредные читатели! Как это, у персонажей нет шока после кораблекрушения? Они не жалуются на солнце, брызги, на отсиженность гиподинамичных поп, не страдают, не радуются, ступив на остров, свежей воде после затхлой, из бочонков. Они вяло решают, что надо бы поискать мифический пиратский клад. Всего раз показано, как и чем они завтракают: кофе, сухари, кокосовые орехи. Конечно, догадаться можно, что в шлюпке был не только НЗ, но и котелок с кружками и столовыми приборами. Но я бы добавила и тут мазок, оттенила догадку до уровня факта.
Идём далее. Когда исчез матрос, все неторопливо отправились на его поиски. Почти сразу кто-то застрелил "барона", а из кармана трупа зачем-то торчал документ на имя полицейского инспектора Байерли. Интересно, поверит ли читатель, что документ и есть подтверждение того, что убит инспектор? Есть ведь вредные типы читателей, навроде Б-У, скептически настроенные, которые решат, что документ нарочно подложен, чтобы убедить наивную сестру Алисию.
Он, скептик, усомнится, в отличие от легковерной монахини. Почему же детективные размышления, которыми та мучилась с момента катастрофы, закончились на трупе? Она мгновенно сделала вывод, (а правильный ли?) разоблачила преступный замысел своей спутницы "Анжелы", которая, по словам врушки Клары (вовсе не жены офицера Роберта), звалась Элен, и была приживалкой в доме подлинной Харди. Клара, что удивительно, повела себя, как умственно отсталая: когда монахиня обвиняла подельника лже-Анжелы, стоя к Элен лицом, Клара относила слова про бомбу, взорвавшую судно, на счет своего приятеля Роберта, артиллерийского офицера.
Слава богу, появился преступник, направил револьвер на Клару и Алисию и - конечно, стилизация под английский детектив без такого эпизода немыслима! - подробно, в деталях рассказал о злодейском умысле. Бах! - звучит выстрел. Естественно, на землю падает убитый наповал.... Вы как полагаете? Правильно, злодей. Тут хорошо прописано.
Пока расчувствовавшийся читатель утирает слезу, Элен убегает. Она откапывает алмазы, затем направляется вглубь острова, где её долго ждет голодный крокодил. Или она сама не торопится, пока выжившая четверка хоронит преступника, полицейского и матроса? Короче, как только преступницу собираются разыскать, та бросается в пасть. Гигантского, вероятно, хищника выбрала, если проглотил он Элен целиком, вместе с алмазами. Так сказал граф Комаров.
Вот место, где кистью поработать бы надо основательно. Торопился автор, что ли? Почему-то монахиня поверила графу сразу. Не слишком ли наивно? Или я чересчур скептична? Возможно. Ну-ка, прикину, как рассуждала монашка: "Подумаешь, Комаров тогда соврал, что работает дипломатом! Детектив тоже соврал, что барон, но не признался, не успел. Клара соврала, что замужем за артиллеристом, да и артиллерист врал, что она ему жена... Поверю! Устала я сомневаться..."
Нет, автор, ты неправ. А вот послушай старушку, вдумайся. Кто сказал, что "господинам соврамши", вообще, надо потом верить и доверять их словам? Почему бы Комарову не быть порученцем загадочного преступника, третьего, главного - организатора всего плана? Предположим, парочка рядовых исполнителей не захотела делиться награбленным, решила убежать. Босс поручил догнать, отнять и убить. Комаров догнал, руками артиллериста Роберта убил злодея. Теперь бы самое время перевертыш устроить!
Комаров возле крокодила находит мешок с алмазами, собирается скормить крокодилу монахиню, но снова вмешивается Роберт. Бах! Радостная сестра Алисия возносит артиллеристу хвалу, но Роберт поднимает драгоценный мешок и целится в монахиню - дескать, мне денежки не помешают. Бах! Это Клара "мочит" любовника. Шокированная монахиня обращается к ней - и ты, Брут, меня будешь убивать? И потом уже к богу - доколе?
Клара хохочет, поясняет, что она не главарь банды, а его жена. Соблазнив Роберта, она подговорила убить супруга, но тот по завещанию оставил ее без гроша. Она спланировала ограбление, через подставных лиц наняла преступную пару, и догнала, когда те пытались смыться с "дубинкой" из поговорки.
Клара позволяет монахине помолиться перед смертью. Пока та бьёт земные поклоны, другой голодный крокодил обедает преступницей. Обрадованная монахиня поднимает мешок, чтобы... Кстати, мы не против Бога, который есть в каждой душе, но указывать в детективном рассказе ссылки на библейские цитаты - неуместно. Тут, пардон, конкурс, отнюдь не церковно-методической литературы.
Так вот, поднимает монашка мешок с алмазами, чтобы передать папе... фигушки, не тому, который папа настоящей Анжелы Харди! Ватиканскому. У такого Папы не спросят, откуда взялись алмазы. Помните фильму "Операция Святой Януарий"? В том финале: драгоценности, коими принято украшать прекрасных дам - бессмысленно болтаются на чучельной статуе Януария. Прекрасная насмешка, и что вы не сделали нам весело и здесь?
Вот получился бы реально крутой детективный рассказ!
Пв:12 Плохие приметы
Неплохо отдохнувший оперативник неохотно берется за дело об убийстве эксгибициониста. Его сперва вел майор, которого сразила сердечная болезнь, инфаркт. Капитан с помощью медвежатника вскрывает рабочий сейф, что скверно характеризует полицию и, особенно завхоза с начальником горотдела - дубликатов ключей, видите ли, у них нет!
Сразу скажу про котейку черного, который отнесен к приметам. Такого наглеца я не припомню, чтобы метил офицерскую ногу. Псы, знаю, те прудят на людей, есть и фото и видеофакты, но коты?
Моё гениальное стило или кисть на такое бы не отважились. Но - к интриге! Мужика убили тупым предметом по голове и по ребрам, отволокли в кусты и накрыли мешками. Оперативник без указания работника следственного отделения занимается сыском, ломая голову над кличной "Скунс". Больше всего по вони сюда подходит нехороший и вороватый, но высокообразованный бомж Лёня, однако читатель даже намека не слышит от автора. Я бы оттенила подозрение, почему нет?
Натурально, опер допрашивает всех, как ему и положено, но в мешанине фактов о разбитой тренерской машине, о сговоре спортсменов-лгунов-умолчателей, о странном поведении неродного сына инфаркнутого майора, о внезапно возникшей пропажной девушки Киры - нет гвоздя, о который должен зацепиться читатель. А он непременно должен это сделать, резко, внезапно, на бегу, чтобы грянуться оземь, ушибиться и воскликнуть: "Экий (оперативник, или я) дурень! Вот же важный факт!"
Короче, найдя у бомжа мобилу и обувь убитого, два опера выходят на тренера и пропавшую девушку. Тут я понимаю, что эта Кира, которая носит в сумке гантелю (твердый тупой предмет), и есть "бузина" для трупа, потому что тренер Ленский, у которого она жила после убийства, только дома начинает вонять на оперативного капитана сразу и потным телом и сто лет нестиранными носками.
Что моя гениальная фантазия предлагает для ушедевривания рассказа? А вот:
Деньги и мобилу в котельной, как и дружное враньё спортсменов - убрать. Кира пусть ткнёт в глаз эксгибиционисту стилом карманного ноутбука, типа - шла, писала послание любимому тренеру, а тут из кустов мужик с пенисом наголо. Ну, завизжала и ткнула, аж до мозгов достала - убила. На визг прибежал чуть отставший неродной сын майора, влюблённый в Киру. Хуже того, регулятерно спавший с ней, но недавно отставленный ради неведомо кого, за что прилюдно обозвал девицу потаскухой. И ходит по пятам, следит.
Он отволок труп в кусты, вскрыл машину тренера ради срочной увозки современно раскрепощённой Киры из города на отцовскую дачу. В надежде, что та заценит и снова будет отдаваться ему. Попутно Дима отдает ей стило из своего карманного компа. На обратном пути он убегает от гайцов и разбивает машину. Ради ремонта крадет деньги у отчима. Тому звонит соседка по даче и ябедничает, что сын, де, с девкой приезжал. Во время предъявы по деньгам, утерянным у трупа, отсутствующему в компе стилусу, угону и девке, шумной такой разборки - отчима и хватил кондратий.
В доме майора опер осматривает комнату Димы, там фото Киры, её лифчик и стринги, комп без стилуса, порносайт, порножурналы и т.п. Подозрения опера сливаются в уверенность: убийца "склизкого типа" - Дима. Типа, склизкий в кустах (ну, мало ли у кого какие сексуальные фантазии?) хотел совокупиться с Кирой по согласию, но ревнивец выследил их, заколол мужика стилом в глаз, а Киру похитил и спрятал в подвале, гараже, бункере, чтобы насиловать. Такой вот гадёныш извращенский!
Когда опер решает проверить направление, куда ездил Дима на угнанной машине, тут дача и обнаруживается. Он едет туда и вовремя разнимает Диму с тренером, которые дерутся из-за самки, ой, Киры! Диме надевают наручники и обвиняют - тут Кира признаётся, всё вскрывается!
Тогда будет шедевр, однозначно.
Пв-12: Кто испугал Рэдди?
Животные ходят и расследуют приступ трусости у собаки. Оказывается, доброжелательный лев очень страшен внешне, вот и причина. Шутка юмора в таком варианте меня не очень позабавила, видать, автор не набил руку в писательстве подобного рода. Но набивать ему и глаз, как в анекдоте про Петьку и Василия Ивановича - не за что.
Работа добросовестная. Ушедеврить её можно путём заострения интриги. Не слухи распускать, что они - реноме испортят, но далеко не смертельны. Пусть Рэдди посадят под стражу за дезертирство, за оставление поста, чем воспользовались воры, укравшие, допустим, годовой запас капусты.
Рэдди утратил дар речи, напрочь, и не может дать показания в свою защиту. Врач-эксперт утверждает, что это от шока, прокурор - не верит. Завтра Рэдди должны расстрелять и содрать шкуру.
Лейстред уверен, что тут сговор, но козлы, любители капусты, вне подозрений. Они, якобы, встречали важного гостя из Афоики, который до сих пор находится в их загородном поместье, на ранчо.
Шерлок с Ватсоном проводят расследование, выходят на льва, успевают уговорить того, и вместе заявляются к месту расстрела. Лев густо рычит, выстрел звучит, Рэдди падает замертво.
Ватсон бросается к телу, Шерлок успокаивает перепуганную Львом толпу и расстрельную команду, возвращает доброе имя Рэдди. Появлется Лейстред, ведущий арестованных козлов - капуста нашлась. Он сокрушается, что невинного паса расстреляли. Но Ватсон приводит Рэдди в чувство - расстрельщики с перепугу промазали. Энд, абсолютно хэппи.
Вот как должен выглядеть шедевр.
Пв-12: Незаконченное шоу
Интрига такова: мужики решили провести чисто мужской конкурс и померяться чисто мужскими причиндалами... Фи, о чем вы подумали? Как низко! Бородами, конечно же, бородами! Специально мастера парикмахерского искусства наняли, но случился смертный исход - отравили потенциального победителя.
За счет экзотического яда вычислили примерный круг лиц, могущих приволочь в клуб ядовитую жабу. Потом принялись допрашивать причастных и непричастных. Вскрылись неприглядные факты о давней смерти какого-то приятеля, утонувшего в трясине. Дальше - больше. Сыщик всех молодых девок лично допросил, и у одной ему так свезло, что незаметно для себя он совратился. Реально не переступил через голую бабу. И это при любимой невесте!
Потом стал раскаиваться, всех подряд подозревать, потому что оказался человекам начитанным и в улики, указующие на Ларису - не очень поверил. Но зря - убила все-таки она, по итогу так оказалось. И мотив оказался верный - месть за утопшего в трясине папу. И мораль в финале подана: люди, не собачтесь, выслушивайте сторону, которая кажется вам виновной в ваших несчастьях. Выслушала бы вдова бородача, и мстительной дочке утопленника не пришлось бы убивать того, и узнали бы они о сбереженном кладе, ради которого их муж и отец утоп в трясине.
Чего в этом наваристом супе не хватает, спросите вы? Отвечу. Жижи, как на мой вкус брать. Хорошо написано, кудревато. Упруго, с ложными ходами и четкой внутренней логикой. Но слишком густо там действующих лиц намешано, мне разуваться пришлось, чтобы перечесть по пальцам.
Прекрасный пол: Лида, Оксана, Лариса, Ольга, Светлана, Анна, Варвара, с тому времени усопшая. Сильный пол: Чайков, Логачев, Близнюк, Поплавский, Алов, дядя Коля и Гриша в тельняшке, Конкин, к тому времени убитый и Щукин, давно утопший. Шишнадцать человек толкутся по страницам, мешают сосредоточиться.
Оттого и вкусности должной не получилось. Вот ежели замазать кистью десяток персонажей - рассказ станет шедевром. Смоноличиваем воедино Чайкова и Логачева, Лиду смешиваем с Оксаной, Поплавского - с Близнюком.
Варвару умаляем до одной фразы, без детализации: словно спятила баба - отказалась с Конкиным разговаривать, проходила, как мимо пустого места, письма рвала; и так, пока не умерла с горя.
Анну сокращаем вместе с дядей Колей и тельняшковым Гришей до: Север перечитал показания слесаря, случайного свидетеля, курившего на лестнице, и...
Остаются семеро: Оксана, Лариса, Ольга, Светлана +Чайков, Алов и Близнюк. И ничего переделывать не надо. Всё! Шедевр готов.
Пв-12: Бим-Бом
Читая начало рассказа, испытала я неприязнь к пострадавшей Натали. Но во втором эпизоде, с обнаружением запеченной собачки - гнев к тому, что зверство сотворил. А в финале - раздражение, направленное на автора. Лгать нехорошо, дорогие мои внучатки.
Читаем:
"... сердце у нее болезненно екнуло. Она принялась лихорадочно перебирать содержимое сумки. То что ключей от машины там нет, она уже поняла, но упорно не хотела в это верить. Также, как и в то, что вместе с ключами от машины исчезли ключи от квартиры и все документы, включая банковские карточки..."
И ещё читаем:
" Под серебристой фольгой угадывались очертания кроличьей тушки. Натали поставила блюдо на плиту и нетерпеливо сорвала блестящую обертку. Глаза ее изумленно полезли на лоб, после чего закатились под тонкие выщипанные брови. Нижняя челюсть бессильно отвисла..."
Судя по цитатам, Наталья не играет на публику, а искренне переживает, для нее кража - неожиданность, ну, а блюдо из любимого пса - шок. Однако в финале выясняется, что все вышеописанное является инсценировкой, так как сделано самой Натальей. Как же можно изумляться, переживать, психовать, падать в обморок без зрителей? Преступница играет сама для себя? Тогда у нее серьёзные проблемы с психикой, ведь даже дети плачут адресно, для публики, сиречь - мамы, бабушки, няни.
Автор, ты понял суть претензии? Перевожу на русский:
Персонажи рассказа могут лгать. Но автор - нет. Потому что "персы" - часть его рассказа, они с читателем не общаются. А рассказывает мне, читателю, о поведении персонажа именно автор. И если он врёт про поведение персонажа, тогда веры автору - никакой, а удовольствие от рассказа - нулевое или с отрицательным знаком.
Как бы я доработала эпизоды?
Вот так:
" в салон ворвалась фурия, кровожадное олицетворение войны и праведной мести. Широко распахнутые, мечущие молнии зеленые глаза, тонкие крылья носа, нетерпеливо раздувающиеся в предвкушении запаха крови. Пухлые алые губы изогнуты в презрительной усмешке, острый подбородок вздернут вверх, коротко стриженные ярко-рыжие волосы стоят дыбом. Натали, привилегированная клиентка салона "Мулатка", минуту назад в прекрасном настроении покинувшая кресло, одарила мастера зловещей улыбкой каннибала:
- Кто обчистил мою сумку?"
И вот так:
" Аркадий не успел и шага отойти от двери, как услышал пронзительный визг Натали и грохот. Обмерев от предчувствия, он вбежал в квартиру, заглянул во все комнаты и замер на пороге кухни. Бесчувственная Наталья лежала перед распахнутым духовым шкафом, а на противне, из развернутой серебристой фольги на Аркадия таращились белые глаза запеченного песика..."
В чём разница? В точке зрения. Автору достаточно отстраниться, посмотреть на поведение Натальи глазами другого персонажа, и всё! Читатель не знает, что чувствовала в те моменты Наталья, принимает её хитрости за чистую монету. Это нужно, если автор пишет детективный рассказ, а не отводит психотерапевтически душу - путем вписывания реального обидчика в литературное тело отрицательного персонажа.
Удивительно, что рассказ, вполне приличный по интриге и сюжету (если некоторые места не замечать или списать на торопливость), запомнился мне аурой мизантропии. Сыщик Кирилл, неудачник, любитель коньячка - производит впечатление опускающегося человека, хотя на бездаря не похож. Галерейщик - суетливо-похотливый говнюк. Наталья - меркантильная сучонка с иезуитским кредо "все средства хороши". Олег - смазливый и беспринципный слабачок-потаскун-самоубийца(?), Леночка - готовая ради обретения материальных благ трудиться в горизонтальном положении. Старый художник - подозрительно словоохотливый и осведомлённый о персонажах гимнофил. Полиция - сборище кретинов, не способных задержать человека, который совершил дорожно-транспортное происшествие и которого они собственными руками вынули из машины.
Если бы мне пришло в голову довести текст до шедеврального состояния, то я бы сохранила мизантропический настрой, но перевела бы стрелки на настоящий нуар. Сезон дождей, машина протекает, туфли хлюпают, секретарша собирается уходить, потому что беременна, но не от Кирилла. Тогда сыщик оправданно выпивает, тогда он не ждёт от персонажей добра, подозревает всех, даже Сергея Ивановича, старого художника.
Но вот Наталью сыщик должен догнать, перехватить на стоянке такси аэропорта. Его мрачное лицо должно напугать преступницу, та поймёт, что разоблачена, испуганно метнется в сторону и погибнет под колёсами другого такси... И закончить ступенчатой сентенцией про Гая Петрония, Шекспира и Бабеля: Mundus universus exercet histrionain... весь мир - театр... все люди - аферисты.
Может, кто другой путь ушедевривания видит, но я иду своим путём!
Пв-12: В огороде бузина, а в Киеве дядька
Равнодушный рассказик, без драйва и без изюминки. Идею его можно выразить так: Бездельница Женя от скуки изобретает версию о преднамеренном убийстве неизвестного мужчины и старательно подгоняет факты под неё, чтобы совершенно неожиданно для всех оказаться правой.
На первый взгляд синопсис выглядит безнадёжно, однако и этого гомункулюса я могла бы гальванизировать до предшедеврального состояния.
Помните суть понятий "интрига, фабула, сюжет"?
Интрига - это стремление злодея осуществить план, который противоречит интересам или плану расследователя. Фабула - это конфликт между персонажами, который развивается, образуя сюжет, т.е. ход событий. В этом рассказике нет интриги и не намечена фабула, поэтому сюжет выгляди плоско и неинтересно.
Значит, заостряем интригу и фабулируем синопсис, т.е. вводим реальный конфликт добра со злом.
Эксперт-медик лопухнулся с отравлением, анализ не провел. Пусть Василий Сергейчук, который отравил Ивана Сергейчука ради наследства, заволнуется, случайно узнав про гениальную сыщицу Женю. Ведь преступника частенько тянет на место преступления, не так ли?
Вот пусть он приедет проверить, всё ли гладко прошло с отравлением. Словно прицениваясь купить участок, поболтает с председателем Правления. А тот сдаст Женю- сыскарку.
Наведя справки о Жене, Василий забоится разоблачения. И решит её укнокать трубой по голове, подкараулив в подъезде. Но в темноте промахнётся и только оглушит, зато бабки у второго подъезда его срисуют. И Жене скажут, как выглядел подозрительный посетитель. Она его в одноклассниках у покойного Ивана и заметит. Тут озарение про мотив посетит и следователя, который Жене поверит, назначит эксгумацию, и ядовитый алкалоид бузинный - выявится.
О!
Дело за малым - кульминацию сотворить. Пусть Василий Сергейчук забеспокоится, что выронил из кармана при отравлении Ивана бумажку, чек на водку, купленную по дисконтной карте (по ней можно установить его личность). А Жене и следователю я бы поручила воспылать взаимной страстию, прямо в совместной дороге к председателю Правления садового кооператива. Опросив его, следователь предложит Жене прогуляться на место обнаружения трупа. И вот там, в момент соития - на них с выдернутым из забора колом бросается Василий. Оскорблённая прерванным актом Женя голыми руками и ногами сокрушает обидчика, а вернувшийся в сознание следователь делает ей предложение руки и сердца.
Гениально, правда? По сравнению с мизерным синопсисом - особенно.
Пв-12 Любви сомненья и надежды
Ага, хорошее название, настраивающее на верный лад перед чтением рассказа. Он непрост, этакая сусально-слезогонная историйка о парном ката... ой! - расследовании загадочного самоубийства хорошего юноши. Как уж капитан полиции, а не следователь СК удосужился заняться расследованием вопреки УК РФ, я не знаю, но может, тут показана альтернативная страна, не Россия? Короче, париться не стану, перейду к герою и геройке.
Странноватая девушка Лариса, учительница по профессии, либо чересчур обуреваема гормонами, либо имеет признаки нарастающей болезни, которая и у меня была диагносцирована в желтом доме. Маниакально-депрессивный психоз, называется. Только я застряла в маниакальной фазе, а у девицы какая-то зыбкость - симптоматика меняется слишком часто. (Это я не сама так умно выражаюсь, просто отдала своему психиатру прочесть набор конкурсных рассказов.)
Сидит она над сочинениями класса, проверяет их и кайфует, наслаждение получает от работы. Но - тут вижу противоречие (я от кайфа не оторвалась бы ни на какие стуки) - замечает прощание соседского, хорошего такого мальчика с родителями, потом на том же месте и омотоциклённого пиццевоза и подозрительно незнакомую тетку. Когда вернувшиеся родители обнаружили сына в петле и поднялся переполох - девушка удачно ввязалась в расследование и познакомилась с полицейским.
Полиция признала самповешение - самоубийством, но девушка Лариса, как находящаяся в маниакальном состоянии, реализует наблюдательность. Она всех опознаёт, всех проверяет, сообщает капитану полиции, который тоже обуреваем гормонами, почему и покорно идёт на поводу у симпатичной учительницы. Но девушка Лариса внезапно впадает в депрессивное состояние и отказывает парню.
В результате расследование заходит в тупик, откуда его немедленно выводит дурацкое падение с лестницы. Насмерть разбивается (слабо верю, с такой высоты надо умело падать, на голову, чтобы шею сломать, а обычно рукой, ногой, ребрами отделываются) школьница Галя. Ранее недотёпистый полицейский вдруг проницательно осматривает необследованную ранее квартиру мальчика-самоубийцы (вот что значит отсутствие в рассказе следователя-профессионала!), чтобы обнаружить видеокамеру, где разбившаяся только что девочка помогает повеситься мальчику.
После такого геройского раскрытия загадки учительница Лариса возвращается в маниакальное состояние и подумывает, что полицейский вполне заслуживает надежды. С маленькой буквы. Чтобы не возмечтал о какой-то сторонней Надежде, девушке, разумеется...
Такая вот история рассказана нам. До шедевра - рукой подать, потому как нужные компоненты есть: загадка со смертью, герой и героиня, между которыми назревает амурная связь. Мелодрама, как я люблю её в детективах! И ведь толково финал прописан - авторша явно женщинам потрафить захотела. Но этого мало, мало! И пару корректирующих мазков следует добавить.
Вот так, к примеру:
Добавить ума капитану, только не полиции, а юстиции - перевести его в предварительное следствие. И пусть хоть разок появится в превосходно пошитом синем обмундировании - девушки любят гусаров! Хорошо бы ему сразу внимательно осмотреть весь дом, пригласить эксперта-криминалиста, который халатно отнесется к своим обязанностям и не обнаружит камеру за витражом.
Теперь желательно добавить остроты, присовокупив Ларисе чувство вины: она увидела Галю на лестнице и не промолчала, а крикнула, мол, немедленно вернись. И тут девочка оступается, рушится головой вниз - хрусь, а не шмяк. Вывих шейных позвонков - паралич, но не смерть. (Зачем нам дополнительный труп, смерть которого не загадочна? Мы детективисты или где?)
Лариса казнится, однако камера видеонаблюдения, установленная на противоположной стороне улицы, о которой прежде не подумал бравый капитан, покажет, что Галя оступилась прежде, чем учительница её окликнула. А заодно та камера даст дополнительное доказательство вины Гали, а не завитражная, которой коварная девочка умно избежала. За витраж после просмотра наружней записи догадается заглянуть капитан, разумно предполагая, что девочка лезла в дом не так просто.
И вот тут в самый раз затрепетать девичьему сердечку, быстренько дать капитану юстиции... не надо опошлять! - дать надежду на эротическую постельную сцену, рассказов через пять-семь.
Правда, гениально я ушедеврила рассказ?
Пв-12 Такая работа
Вах, как приятно сразу услышать от женщины громкое признание, что она не спец в психологии! После не менее скромного перечисления впечатляющих достоинств.
(Обычно так у нас пацаны перед дракой или вместо драки перехваливались: Да я дальше тебя писаю... А я из рогатки лучше всех лампочки бью... А я папину машину без домкрата поднял... А я вчера одним ударом соседского быка убил...)
Но пусть деточка самоутверждается, не станем её звать на татами и на стрельбище, сделаем вид, что поверили. (Хотя, в преддверии звания "баба-ягодка" - героиня могла бы изжить детские комплексы и не колотить понты.) Значится, так: Ларису закололи острым предметом в сердце в какой-то переговорной комнате, которую трудно без навыка разыскать в многоэтажном здании сложной кофигурации. Сыщица приезжает на место преступления, где тотчас начинается полоса личного везения.
Очень удачно попадается умный и внешне приятный маг-хиромант. Вслед за ним своевременно признается молоденьких охранник, что у него накануне убийства пропал нож, которым он баловался во время дежурств. Администратор здания Быков, внешне неприятный, не посылает нагло-хамоватую частную сыщицу в "сексуальную даль", как сделал один мой знакомый в аналогичной ситуации, а честно рассказывает, что - да, видел убитую, подсказал, где искать нотариуса. Скромная сыщица тотчас записывает Быкова "самым подозреваемым". (Я же, как опытная читательница, начинаю злиться на самоуверенную героиню.)
Дальше - хуже. Не только сыщица, но и её коллеги и начальник оказываются пленниками единственной версии. Они уже назначили убийцу - это Быков. Правда, мотива нет, да и улики слишком легковесные, но желание быстро отрапортовать и получить громадные для сыскного агентства деньги - перевешивают все сомнения. (Департамент, занимающий верхние этажи этого здания, априори признан исключенным из поля зрения сыщиков. Там, видите ли, пропускная система! Ой, не смешите мои тапочки... Лучше уж снести верх, просто снизить здание до двух этажей, чем так лажаться.)
Получив указание хироманта, что ладонь убитой Ларисы содержит указание на сильную любовь, сыскари собираются искать его, любовника. Т.е. без подсказки они не могут заподозрить, что ослепительно интересная женщина, расчетливо вышедшая замуж за олигарха и помогавшая ему делать бизнес знакомствами с нужными людьми - просто обязана иметь "компенсацию" за такой вклад в дела супруга, за такую жертву? И не на виду, поскольку - умная.
После такой подсказки осталось лишь отыскать на кладбище стоящего в сторонке красавца-мужчину. Это оказался хирург Бергер, который некогда настолько увлёкся Ларисой, что не прооперировал жену Быкова, за что тот и отомстил ему, заколов любимую женщину. В чем администратор радостно признался.
Ждёте, что я ругаться стану? Нет, выражу автору соболезнование. Загубить такой материал! Тут же готовый шедевр, надо было лишь чуточку доработать.
Первое - найти ещё подозреваемых с мотивами. Они есть:
1) охранник, которого Лариса недавно уволила из турагенства за непрофессионализм, да ещё и с денежным начётом;
2) хиромант Антон, институтская любовь, за которого Лариса отказалась выйти замуж;
3) Неизвестный любовник (Бергер), которому Лариса дала отставку, как только тот потребовал развестись с удобным ей олигархом и выйти за него.
Второе - не подозревать Быкова сразу. Пусть подозрения падут, когда сыщица вычислит Бергера и услышит слова Быкова к тому: "Страдаешь? А побудь в моей шкурке, побудь!"
Дальше расшифровывать не стану, этому автору и намёка достаточно...
Забавный недорассказ о том, как не удалось расследовать убийство женщины, но муж-убийца настолько уверовал в безнаказанность, что даже признался в совершении преступления.
Любознательная соседка реагировала на все звуки с лестничной клетки и заметила Марину, которая споткнулась, сломала каблук и обругала какую-то собаку, виновную в событии. Затем прислуга писательницы подняла шум по поводу смерти нанимательницы, которую задушили шарфом мужа.
Следствие не сумело нарыть ничего, потому что эксперт, установив по температуре трупа (который, как правило, медленно остывает) время смерти -фактически подтвердил алиби мужа. В расчетное время убийства тот находился на работе. Следователю не повезло с экспертами, потому что криминалист не сумел распознать электропростыни, что - понимаю, сведения не общеизвестные - автоматически поддерживают определенную температуру. И преступнику повезло со следователем, который не догадался сформулировать вопрос экспертам: насколько достоверно установление времени смерти по каждому из применяемых параметров/признаков?
Зато автор нашел вариант финала довольно редкий - нарочитое признание, прямо-таки бахвальство убийцы. Согласна, "признание необходимо преступному гению, как канифоль смычку", если перефразировать Козьму Крючкова. Но без разоблачения рассказ получился не слишком интересным.
Можно ли его ушедеврить? Да без проблем! Вернёмся к интриге, фабуле и сюжету.
Интрига - это стремление злодея осуществить план, который противоречит интересам или плану расследователя. Фабула - это конфликт между персонажами, который по ходу событий развивается, образуя сюжет, т.е. ход событий.
Андрей избавился от зануды-жены, задушив. И сохранил тепло трупа, задав программу "умному дому" и "сдвинув" тем самым для экспертов время смерти. Зашоренность следователя и экспертов позволила убийце спрятаться за фальшивым алиби.
А теперь вспомним фильм "Версия полковника Зорина", кажется, где часовщик (Б.Иванов) гениально проворачивает ограбление ювелирки, но сдуру начинает игрище с Зориным (В.Санаев). Здесь можно применить тот же приём.
Пусть Андрей не признается, а посетует, что убийца не найден. И не будет найден. При этом намекнет на свою гениальность, как создателя умного дома, и подчеркнет тупость команды "следователь-эксперты". Оскорблённый следак сначала это проглотит, а потом, на выпивке по случаю своего дня рождения - поделится с экспертами.