Аннотация: Очерк первый. Хайфа, Назарет. Озеро Кинерет и река Иордан. Святыни Табгхи.
Израиль - страна, по земле которой мечтают пройти миллионы паломников и туристов. Хотя, последние, попадая в святые для верующих места, все равно уподобляются паломникам, и так же тревожно, как и у монахини, замирает сердце девочки в кепке, когда она ступает под своды Храма Гроба Господнего...
Государство Израиль находится на юго-западе Азии, у восточного побережья Средиземного моря, в окружении нескольких арабских стран: Египет, Иордания, Сирия, Ливан.
Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года.
Израиль занимает территорию в 20 770 кв км. Но эта цифра не является точной. Есть территории, которые ныне находятся под юрисдикцией Израиля, но считаются спорными. Потому встречаются цифры в 22 072 кв км и 22 799 кв км.
В Израиле проживает 7750 тыс. жителей (по данным на 29 декабря 2010 года), из них 75% - евреи, 20% арабы и 5% других национальностей.
Согласно Ветхому Завету, земля Израиля была завещана евреям Богом. Первые еврейские племена - колена, появляются на ней около 1200 года до н.э. Всего двенадцать колен, ведущих свою родословную от праотцов израилевых: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа.
История земли израильской насыщена захватническими войнами, сменой власти и пестрит именами, с которыми связаны как важнейшие исторические события, так и становление трех основных религий мира - иудаизма, христианства и мусульманства.
Но невозможно оторвать кусок истории и посвятить путешествие только одному направлению. Практически везде - в Назарете, Иерусалиме, Вифлиеме - иудейские храмы стоят бок о бок с христианскими и мусульманскими, а песня муэдзина пронзительными нотами вплетается в мелодичный звон колоколов. Имена Иисуса Христа, Царя Давида, пророка Мухаммеда звучат вместе в рассказах гидов, а кресты на храмах всех конфессий христианства соперничают по высоте с полумесяцем и звездой Давида.
Нельзя сказать, что ты видел Израиль, не побывав в крепостях крестоносцев, ныне украшающих восстановленными театрами и колонами великолепное побережье Средиземного моря и Галилею, не посетив города-крепости, построенные Иродом Великим, возвышающиеся над пустынными землями и удивляющие величием инженерной мысли древних строителей.
Но и это не все! По всему Израилю разбиты прекрасные сады - настоящие оазисы в пустынях. В таких садах, а так же в кибуцах - коллективных хозяйствах, растут всевозможные овощи и фрукты, цветы и просто деревья, глядя на которые, поражаешься творению рук людских.
И невозможно понять Израиль, не пообщавшись с его жителями. Израильтяне - спокойный, трудолюбивый народ, доброжелательный, улыбчивый и гостеприимный. Мне повезло - в Израиле живут мои друзья, когда-то эмигрировавшие из бывшего СССР. Встретившись много лет спустя, как близкие люди, мы снова вспомнили школьные и студенческие годы, увлекательные походы по горам Средней Азии, Сибири, Кавказа, и через то общение земля израильская стала для меня еще ближе.
Я поведу читателя по Израилю, как шла сама, начиная от прекрасного, современного города Хайфа и заканчивая величественным Тель-Авивом. По пути мы заедем в Галилею, на озеро Кинерет, пройдем по памятным местам, связанным с именем Иисуса Христа, прогуляемся по прибрежному городу Кейсария, уделим немало времени благословенному Иерусалиму, посетив и библейский Вифлием, окунемся в маслянистые, но прозрачные воды Мертвого моря, заглянем в храмы и крепости, расположенные недалеко от его западного берега и босыми ногами пошлепаем по мягкому песочку пляжей Средиземного моря.
Хайфа.
Белые дома. Синее-синее море. Синее-синее небо. Белые фантазийные облака. Зеленые деревья, кусты. И яркие, безумно красивые цветы на лужайках, кустах, деревьях. Это первые восторги при виде Хайфы - города на побережье Средиземного моря, дома которого ярусами стоят на холмах горной гряды Кармель, что в переводе означает "Виноградники Господа". Воистину, облюбованный богом уголок земли! Не зря именно Хайфа стала центром новой всемирной религии, называемой "бахайи". И лучшие сады Хайфы - это бахайские сады, окружающие святыню бахайи - Храм Врата Предвестника, в котором погребен основоположник бахайской религии. Сады поднимаются девятнадцатью террасами от подножия горы Кармель почти на ее верхушку, а золоченые купола Храма видны отовсюду.
Но Хайфа начиналась как немецкая колония, основанная Орденом Тамплиеров в 1869 году. Дома первых поселенцев сохранились поныне. Красные черепичные крыши хорошо видны с улочек горной части Хайфы между портом и садом Бахайи. Для современного Израиля Хайфа - главный портовый город и сегодня он третий по величине. Но, думаю, первый по красоте. Мне очень повезло с выбором гостиницы - Dan Gardens, она расположена в пяти минутах от входа в верхний сад Бахайи, и вид сверху открывается изумительный и на город, и на море.
Несколько слов о религии Бахайи.
С арабского слово "бахайи" переводится "слава". Религия зародилась в Персии в 19 веке. Основатель - Бахаулла (1817-1892).
Как и все основные религии мира, бахаи имеют свои священные писания, которые хранятся в библиотеке Бахайи, расположенной в среднем саду. Здание Библиотеки напоминает греческий храм. Окруженный зеленью деревьев, он гармонично вписывается в общую планировку садов.
Последователи Бахауллы проповедуют веру в единого Бога, а изначальной сущностью каждого человека считают его душу. Ничего нового, по сути, и ничего противоречащего другим религиям мира, разве что в каждой религии Богу дано свое нарицательное имя - Аллах, Всевышний, Бог-Отец, Всеблагой.
Сегодня последователей бахайской веры в мире немало. В Дели, к примеру, не так давно обустроен прекрасный сад с Храмом в виде белого лотоса. Храм в Хайфе похож на исламский, и могила в нем тоже, только все помещение внутри украшено свежими цветами. Сады Бахайи - прекрасный образец современного паркового искусства. Рассказывать о красоте клумб и газонов нет смысла, на них надо смотреть.
В Хайфе есть и другие интересные сады. С удовольствием я прогулялась по Саду Скульптур, расположенному рядом с бахайским. Все скульптуры - а их девятнадцать! - созданы скульптором Урсулой Мельбин. Вход в сад бесплатный, что является особенностью многих интересных мест в Израиле. Как и то, что художники, скульпторы, коллекционеры на свои средства создают сады и музеи, где для всеобщего обозрения выставляют свои работы и творения известных мастеров.
Есть в Хайфе и места, связанные с пророком Илией. По преданию, именно на горе Кармель он противостоял силам зла и жил в одной из пещер, над которой сегодня воздвигнута часовня, принадлежащая Монастырю Кармелитов. Люди до сих пор верят в чудесную силу исцеления, даруемую тем, кто приходит помолиться к этой пещере.
Святой Илия боролся с идолопоклонниками за веру в единого Бога (не перекликается ли с этим бахайи?), и за свою пламенную ревность о Славе Божией был взят на Небо живым в огненной колеснице. Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Но пока Хайфа живет и процветает, ее жители заботятся о красоте и благополучии любимого города, а толпы восхищенных туристов с благоговейными улыбками гуляют по узким улочкам, любуясь морем, небом и творениями рук людских.
Да, спустившись с горы Кармель, рекомендую подняться наверх в современных вагончиках хайфской подземки. Это быстро, недорого и познавательно. Ведь, как говорят, эта подземка была проложена еще во времена первых поселенцев Немецкой колонии.
В отличие от людей, уличный хайфский кот встретил меня настороженно. Видать, ему уже не раз попало по хитрой рыжей морде за проказы.
Легендарная Галилея
Истинно так: место, которое расположено на севере Израиля и занимает достаточно большую площадь, связано с жизнью Иисуса Христа и почти всех апостолов христианской церкви, а истории, рассказанные ими в Евангелиях (жизнеописаниях Христа) сегодня стали легендами. А потому начать свой рассказ о Галилеи я хочу с Назарета - города, а в далекие времена - небольшой деревушки, в котором жила будущая мать Мессии.
Сегодня в Назарете живут в основном мусульмане, но кресты христианских храмов сверкают на солнце позолотой наравне с мусульманским полумесяцем.
В Назарете христианские паломники и туристы посещают Фонтан Девы Марии, у которого она по преданию получила известие от ангела о своем непорочном зачатии.
"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога: и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца".
Лука 1:30:33
Здесь я хочу сделать отступление от рассказа о Назарете и дать небольшое пояснение к словам о роде Давида и доме Иакова. Иаков является одним из праотцов народа израильского, от него произошли все двенадцать колен (племен). Род Давида относится к колену Иуды - четвертому сыну жены Иакова - Леи (У Иакова было две жены - Лея и Рахиль, и две наложницы и одновременно служанки жен - Зельфа и Валла. Сыновья каждой и стали родоначальниками колен). Сама Богородица принадлежала к тому же роду. Потому и ее сын тоже. А царь Давид объединил все племена под своим правлением, то есть стал первым царем всех израильтян, до него живших разобщено.
В чертогах Церкови Благовещения сохранился грот - часть жилья семьи Марии, а над ним остатки прежних церквей, не раз разрушенных и восстановленных. До сих пор различима надпись на латыни на старых камнях: "Здесь слово стало плотию". Сегодня мы видим современное здание церкви, построенной по проекту итальянского архитектора Джованни Мучо и освященной в 1969 году. Церковь двухярусная, украшена необычными витражами и картинами, переданными в дар всеми христианскими общинами мира.
Поверьте, это удивительное собрание! Ведь на каждой картине - живописной или мозаичной - изображена Богоматерь с Младенцем, причем в представлении того народа, от имени которого картина была передана в дар церкви. Рядом с привычным обликом Богоматери от славянских стран, стран Европы, иконы от Китая, Вьетнама, Гондураса, Аргентины, Таиланда вызывают и удивление, и восхищение. Я привожу здесь лишь несколько фото тех картин. Картины большие, и расположены по всему периметру церкви и на внутренней части стен, окружающих церковное подворье. Я посмотрела все картины. Не скрою, очень хотелось увидеть и узбекскую мадонну, но, видимо, до нашей страны предложение создать такую картину еще не дошло, хотя православная община в Узбекистане есть.
Перед гротом Марии католики, которым и принадлежит эта Церковь, совершают богослужения. Любой желающий может присоединиться к таинству и сидя на скамьях, обратить свой взор в прошлое, вспомнив и Марию, и ее царственного Сына, и помолиться в святом месте.
А во дворике Церкви Благовещения народ толпится у беломраморной скульптуры Марии, торопясь прикоснуться к почерневшей от частых рукопожатий ладони Святой Девы и запечатлеть сей факт на память. Мне едва удалось сделать фото этой скульптуры без людей.
Что ж, отправимся дальше по стопам Иисуса Христа и поедем к Галилейскому морю, ныне известному как озеро Кинерет, а на некоторых картах Израиля оно названо Генисаретским озером. Это озеро упоминается и в Ветхом Завете и в Евангелиях Нового Завета. Именно в Галилейском море рыбачили будущие апостолы Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, которые пошли за Иисусом Христом по зову его.
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона(Петра) и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. (Марк 1:16,17)
Почти у берега озера есть место, называемое Табгха. Во времена Иисуса, оно было немноголюдным, и Господь часто приходил туда, когда хотел побыть один. Из поколения в поколение передаются жителями окрестных деревень воспоминания, связанные с тремя скалами Табгхи. Рядом с одной скалой - место нагорной проповеди, скалистый уступ у озера связан с явлением воскресшего Христа и скала в оживленном месте - место насыщения хлебами и рыбой.
На берегу озера Кинерет на скальном уступе стоит часовня Апостола Петра. Построенная в 1933 году из черного базальта, эта часовня напоминает о явлении воскресшего Христа его ученикам, среди которых был и Петр.
После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. (Иоанн 21:1)
Иисус накормил учеников хлебом и рыбой: они были голодны, а рыба не ловилась. После обеда произошел тот самый разговор Христа с Петром, о котором, сидя в тени деревьев небольшого церковного дворика, сегодня в тишине и прохладе размышляют паломники.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих.(Иоанн 21:15)
Особый трепет возникает в сердце при взгляде на скульптуру, изображающую Христа и Петра во время откровения. Человек верующий и чувствующий не может не проникнуться благоговением, находясь в этом священном месте. Скажу откровенно - не хочется уходить оттуда. Тем более, когда из часовни слышится пение паломников, а воды Галилейского моря плещутся рядом, как и две тысячи лет тому назад.
Прямо около часовни, при спуске к озеру я увидела три довольно-таки больших камня - шириной около метра, торчащих из песка. Форма всех трех похожа на сердце, и в каждом есть углубление, напоминающее след ноги. Не знаю, что это за камни, но мне они показались символичными: каждый, кто побывал в этом месте, оставляет там свое сердце.
Совсем рядом с Часовней Апостола Петра есть место, памятное христианам одним из чудес, сотворенных Иисусом Христом в Галилее, и сегодня над этим местом стоит церковь, называемая Церковь Приумножения Хлебов и Рыб.
Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, -
отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
И ели все, и насытились.
И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.
Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей (Марк 6, 34-43)
Современная церковь построена на фундаменте старой церкви, установленной около 350 года вокруг камня, на котором Христос делил рыбу и хлеба. Камень тот ныне является алтарем церкви и его хорошо видно под мраморным столом, поставленным над ним.
А вокруг стола пол украшен мозаикой
. Мозаика сохранилась от старой византийской церкви. Считается, что в картинах этой мозаики прослеживается египетское влияние, восходящее к патриарху Мартирию из Иерусалима, который некогда жил в Египте и был одним из основателей новой Церкви Приумножения. Прямо перед мраморным столом - мозаичная картинка символа Церкви Приумножения - рыбы и стол с хлебами.
Паломники со всего света съезжаются к этому священному месту и совершают молебен у каменного алтаря. Звонкие голоса православных вер
ующих звучат здесь жизнеутверждающе, и молитвы к Господу песней поднимаются к небу.
Озеро Кинерет, конечно же, интересно не только как святое место. Кинерет - самое "низкое" пресноводное озеро в мире, оно находится ниже уровня моря на 213 метров. Озеро небольшое. Его площадь - 165 квадратных километров, максимальная глубина - 45 метров. Питается озеро в основном водами одной реки - Иордан, которая берет начало на горе Хермон (2814 м), протекает через Кинерет и дальше течет до Мертвого моря, наполняя своими водами и его.
В последние годы озеро Кинерет заметно мелеет. Его берега зарастают камышами. Кинерет - основной источник пресной воды для Израиля. Река Иордан, озеро Кинерет, Мертвое море находятся в Большом Сирийско-Африканском разломе. С высоты крепости Бельвиор открывается широкая панорама, и вся география местности становится видной, как на ладони.
Прогулка по крепости еще впереди, а пока вернемся к библейским рассказам и побываем на реке Иордан, в водах которой по преданию Иоанн Креститель крестил народ израильский и самого Иисуса Христа. Вокруг истинного расположения того самого места идут неутихающие споры, но для меня остается важным лишь сам факт крещения в водах Иордана, а на каком берегу... Пусть хоть на этом. Посмотрите, как красива река в обрамлении густых крон прибрежных деревьев.
Вода в Иордане, как и в озере Кинерет удивительно мягкая и теплая. И люди, желающие в прямом смысле прикоснуться к ней, как и Иисус Христос в свое время, надевают белые рубахи и окунаются в Иордан в местах, специально обустроенных для этой цели. Я лишь умылась и тем осталась счастлива. Все же есть особое чувство сопричастности к таинству, когда ты знаешь и веришь.
В водах Иордана в месте крещения, не боясь быть пойманными к обеду, очень смело ведут себя сомы - они буквально выпрыгивают на ступени, как только учуят хлеб, щедро им рассыпаемый паломниками. Тут же и крупные, лоснистые ондатры. Те, так чуть ли не бегут за тобой, беря лакомство с рук.
В озере Кинерет его обитателям не так вольготно. Там идет промышленная ловля рыбы, которую вам предложат в любом ресторане Израиля, как рыбу Святого Петра. Вкусная рыба, рекомендую. У этой рыбы имеется темная отметина, по преданию - это след большого пальца Петра, оставленного, когда он вынимал изо рта рыбы монеты, чтобы заплатить храмовый налог.
Возможно, сам Петр и его брат Андрей ловили ее, плавая в лодке, которую нашли под толстым слоем ила в 1986 году современные рыбаки. Возраст судна датируется 100 годом до н.э. - 100 годом н.э.
Как говорят, нет худа без добра - озеро мелеет, его берега обнажаются, и, когда-то затопленная лодка, со временем погрузившаяся в ил, показала свой остов в наше время. Лодку откапывали в течении 11 дней и по мере поднятия упаковывали в чехол из фиброгласа и полиуретановой пены. После реставрации, в 2000 году лодку - ровесницу Иисуса, установили в Музее "Человек в Галилее", расположенном на берегу Кинерета. Длина лодки 8.2 м, ширина 2.3 м, высота 1.2 м. На ней плавала команда не более пяти человек. Лодка собрана из 11 сортов дерева и сколочена железными гвоздями.
Название озера Кинерет происходит от слова "арфа". Очертания озера напоминают израильтянам этот музыкальный инструмент. А мне видится сердце - не стилизованное, а живое. Посмотрите сами.
Немало в Галилее старинных городов и крепостей, история которых связана и с эпохой римской империи, и с Византией, и с походами крестоносцев. Но об этом в следующем очерке.