Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Израиль: Святыни Иерусалима

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стена Плача, Храм Гроба Господня, Мечети Куббат аль Сахра, Эль Акса


   Иерусалим
  
  Иерусалим [Долгая Г.]
  
   Написать об Иерусалиме туристу, посетившему его - это все равно, как инопланетянину, побывавшему на Земле, рассказать о сотворении Мира. История Иерусалима не просто богата знаковыми событиями, она продолжает жить в храмах, улочках, мостовых Священного города. Даже самый черствый человек не сможет остаться равнодушным, попав в Старый город, за мощными стенами которого и сегодня, как тысячелетия назад, кипит жизнь. Иерусалим - это одно из удивительных мест мира, в котором история человечества не оседает пылью в архивах, а буквально мелькает перед глазами живыми картинками, нашептывает тихим голосом священные песни молитв, прокрадывается в сердце, заставляя его взволнованно трепетать.
  
   Впервые я увидела Иерусалим ночью. Город сверкал, как корона, усыпанная бриллиантами. Ранним утром, когда взошло солнце, Иерусалим предстал взору зелеными холмами, с богатой проседью домов. Зрелище удивительное! И сравнение это неслучайное. Ведь и город, и многие из его белокаменных строений сродни седым старцам среди подобных себе.
  
  
   Иудейские святыни Иерусалима
  
  
  Иерусалим [Долгий В,]
  
   Иерусалим вырос из поселения, основанного на склоне горы Мориа в четвертом тысячелетии до н.э.. Как столица еврейского государства Иерусалим (Шалем) известен с начала первого тысячелетия до н.э., когда царь Давид решил сделать столицей объединенного государства город, не принадлежащий ни одному из объединенных племен (колен). Город стал называться Град Давида.
  
  
  Давид с арфой, картина в аэропорту Бен Гурион [Долгий В,]
  
   Давид - второй царь Израиля после Саула, но он первым объединил в одно государство израильтян и иудеев. Давид происходил от колена Иуды - сына Леи и Иакова, и был пастухом. На старинных картинах Давида почти всегда изображают с лютней в руках - он любил петь и сам сочинял песни. Псалмы Ветхого завета - это сочинения Давида. Давид стал приближенным царя Саула после битвы с Голиафом - могучим воином финистимлян. Молодой пастух вышел на бой с пращой и камнем и с первого замаха попал Голиафу в голову, убив его. Царь Саул отдал за Давида свою дочь Мелхолу, которая полюбила пастуха с первого взгляда и стала верной женой, защищая мужа и от преследований ревнивого к славе отца.
   Давид правил Израилем сорок лет (1005-965 гг до н.э.), почти все время ведя нескончаемые войны.
   На святой уже в те времена горе Мориа, на которой праотец евреев Авраам намеревался принести в жертву Богу своего сына, но был остановлен ангелом, Давид разместил жертвенник на том самом камне - скалистой верхушке горыМориа, и хотел построить Храм - достойное место для святыни всех евреев Ковчега Завета. Но Богу угодно было возложить эту миссию на сына Давида - Соломона. Кстати, матерью Соломона стала не Мелхола, а возлюбленная Давида Вирсавия - жена одного из воинов войска Давида Урии, ставшая после его смерти любимой женой.
  
  
  Стена Плача [Долгий В,]
  
   Здесь я подошла к главному - истории создания Первого Храма, припасть к стене которого сегодня каждый еврей считает своим святым долгом. Да, от того храма осталась Стена. И сегодня ее называют либо Западной Стеной, либо Стеной Плача.
   Так подробно я описываю историю создания храмов - а их было два, - потому что в рассказах об Иерусалиме и его истории все евреи опираются на время создания тех храмов, говоря просто: "Во время Первого Храма" или "После разрушения Второго Храма".
  
   Так вот, Первый Храм был построен царем Соломоном, сыном Давида в 950 году до н.э. Ковчег Завета со Скрижалями был водружен на алтарь, расположенный над скалой Эвен а-Штия, которая, по преданию, находится в центре Земли и является краеугольным камнем, от которого и началось сотворение мира. На этой скале Авраам доказал свою любовь к Господу и эту скалу опалил след Ангела, пришедшего к Аврааму, чтобы остановить жертвоприношение его сына. Эта скала сегодня укрыта от глаз мечетью Куббат ас-Сахра, золотой купол которой виден со всех сторон света.
   Первый Храм не раз разрушали и восстанавливали, но окончательно он был разграблен и разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до н.э.. Ковчег Завета был навсегда утерян.
  
   Строительство Второго Храма, как это ни покажется странным, было начато в 538 году до н.э. по велению персидского царя Кира Великого, освободившего евреев от вавилонского плена, и закончено царем Дарием Первым в 516 году до н.э. Второй Храм был построен на месте Первого Храма. Евреи, возвращаясь из рабства, припадали к Стене разрушенного храма и плакали. Отсюда название стены - Стена Плача.
   Участь Второго Храма оказалась ненамного лучше Первого: его тоже грабили и разрушали. Остановил это Ирод Великий в 70 году до н.э. возродив храм из руин и назвав его Третьим. Но народ продолжал называть Храм Вторым.
   Вскоре и третий храм был разрушен вслед за разрушением города. На этот раз это было делом рук римлян. На месте еврейского храма в 130 году было возведено святилище Юпитеру, а город Иерусалим римляне назвали Элия Капитолина. Сегодня от того города осталась улица, раскопанная археологами.
  
  Римская улица [Долгая Г.]
  
   Попытки возродить Второй Храм еще предпринимались, но дело так ни разу до конца доведено не было.
  
   Мусульманские святыни Иерусалима
  
  
  Мечеть Куббат аль Сахра [Долгий В,]
  
  
   Мусульмане всего мира считают Иерусалим третьим по святости городом (после Мекки и Медины) и называют его Эль-Кудс - Святой.
   В 691 году на месте Второго Храма, над его Западной стеной халиф Абдель Малик бин Мирвана построил мечеть Куббат ас-Сахра. Мечеть - часть архитектурного комплекса, главным строением которого является мечеть Эль-Акса, построенная в 634-644 годах при халифе Умаре ибн-Эль Хаттабе (потому мечеть называет и Мечетью Омара). Мечеть поставлена в честь события, особо значимого для мусульман. И связано это событие с именем пророка Мухаммеда. В мечети есть камень, на который, по преданию ступила лошадь, возносившая Мухаммеда к трону Всевышнего, где пророку были явлены картины многих скрытых от людей миров и открыты многие важные предписания и положения Ислама. В мечети Эль-Акса хранится мусульманская святыня - три волоска, упавшие из бороды Мухаммеда.
  
  Мечеть Эль Акса [Долгий В,]
  
   Мусульмане считают мечеть Эль-Акса Третьим Храмом, почитая и первые храмы евреев и пророков Ветхого завета - Авраама(Ибрахима), Моисея(Мусы), Давида(Дауда), Соломона(Сулеймана) и упоминаемого в тех священных книгах Иисуса(Исы).
  
  
  Стена Плача, мечеть и проход на Храмовую гору [Долгий В,]
  Реконструкция Второго Храма Иерусалима []
  
   К сожалению, попасть в святая святых мусульманского мира - в Храмы Куббат ас-Сахра и Эль-Акса, - сложнее, чем в Вифлием (об этом в статье о Вифлиеме). Доступ ко всем святым местам Иерусалима, относящимся к иудаизму и христианству свободен и не только в денежном отношении. Любой человек без оплаты и безо всяких препятствий может войти в Храм Гроба Господнего, в синагогу, в которой покоится прах царя Давида, но увидеть мечети можно только издали. Нет, есть возможность подняться на Храмовую гору по специальному проходу, возвышающемуся справа от Стены Плача (он по конфигурации напоминает подъем ко Второму Храму, сравните с картиной реконструкции Второго Храма), но для этого надо выстоять огромную очередь, и не факт, что попадешь, ведь доступ открыт с 8 утра до 12 дня, а пропускают человек по десять с интервалом не менее двадцати минут. Для паломников есть особое условие - надо процитировать определенную суру корана и на арабском языке. Об этом я прочитала на одном из туристических сайтов, организующем паломничество для мусульман. Как бы там ни было, но мне не удалось увидеть своими глазами всю красоту мечетей, поэтично описанную в книгах: "Мечеть сказочно великолепна. Слабый свет падает через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стекла - желтые, голубые, розовые - создают в интерьере мечети удивительный эффект мягкий тонов, напоминающий перламутр". ("Сто великих храмов мира", стр 167.)
  
   У Стены Плача
  
  
  Перед Стеной Плача [Долгий В.]
  
   А вот подойти к Стене Плача я смогла и совершенно беспрепятственно, хотя не являюсь иудейкой. Доступная часть Стены Плача разделена на мужскую и женскую половину в неравных пропорциях (где-то одна пятая - женская). Доступная - это часть стены, выходящая на площадь, которая является популярным местом для различных празднеств. Длина того участка Стены - 55 метров из 488. Остальное сокрыто в Туннелях Котеля(Стены) слева - 320 метров, и ограждено мусульманами справа - 80 метров. Высота Стены - метров восемь (высота стен Второго храма была 80 метров), двадцать метров Стены сокрыто землей. Сложена Стена из крупных разновеликих блоков, плотно пригнанных к друг другу. Стена мягкого желтовато-коричневого цвета, кое-где между блоками проросли кусты, опустившие свои ветви вниз, словно ручейки слез, стекающие по камнями.
   Подойдя к Стене я по-своему поняла ее название - непрошенные слезы покатились по щекам, а мысли унеслись далеко в небо, или за стену, к невидимому, но осязаемому Божьему Духу, оставившему нам, как напоминание о его деянии - краеугольный камень сотворения мира. У Стены, стоя рядом с женщинами из разных стран, исповедующих разные религии, женщинами разного возраста - от девочек до убеленных сединами матрон, я ощутила себя частицей того мира, в котором живу, одной одушевленной частицей, которая дышит и чувствует так же, как и все остальные, вместе являясь человечеством. Именно у Стены Плача, освященной древним алтарем Ковчега Завета, я просила Бога за себя, за своих родных и близких, за друзей, ничуть не стыдясь своих слез.
  
  Стена Плача с кустом [Долгая Г,]
  Белый голубь [Долгая Г,]  Коричневый голубь [Долгая Г,]
  
  Закончив молитву, я подняла голову и увидела прямо над собой двух голубков - белого и коричневого. Они сидели по обе стороны пышно разросшегося куста и, как ангелы с фресок, молча взирали на плачущих женщин. Я сочла голубков добрым знаком, приняв их появление, как послание Господа о том, что моя молитва услышана.
   А записки в Стене я не оставляла. Зачем? Ведь я все, что хотела, сказала мысленно, передав свои просьбы и чувства через прикосновение ладоней и лба к камням, которые умеют слышать.
  
  
   Иерусалим сегодня
  
  
  Новый Иерусалим [Долгий В,]
  
   Старый город Иерусалима - это нагромождение домов и храмов разных времен, сплетение улочек разных кварталов, которые условно названы иудейский, арабский, христианский и армянский. Почему условно?
  
  По улице Виа Долороса [Долгий В,]
  
  К примеру, часть памятной всем христианам улицы Виа Долороса - крестный путь Иисуса Христа - ныне торговая улица, на которой между небольшими часовнями, отмечающими остановки Христа и принадлежащими верующим разных конфессий, разместились торговые лавки арабов. А над входом в храм, сооруженный в 12 веке над горницей, где проходила Тайная вечеря, высечена надпись на арабском "Нет Бога кроме Аллаха".
  
  Вход в синагогу с Гробом Давида [Долгая Г.]
  
  Тут же находится вход в синагогу, в которой под пурпурным покрывалом, расшитом золотыми письменами, царскими коронами и изображением скрипки, покоится прах Царя Давида (Давид играл на инструменте, напоминающем арфу, только меньшего размера, а арфа и скрипка на иврите имеют одно название - кинер, возможно, потому изображена скрипка, хотя вряд ли пастух в те времена имел скрипку, и на картинах Давид изображен с арфой).
  
  Золотая Менора [Долгая Г.]
  
   Бродя по Старому Иерусалиму, и наблюдая всю эту мешанину из религий, национальностей, символики - кресты разных форм над христианскими храмами, полумесяц со звездой над мусульманскими, ритуальный подсвечник Менора, щит Давида в виде шестиугольной звезды над иудейскими - я чувствовала себя в зрительном зале огромного театра, где в ожидании начала спектакля, люди всего мира затеяли шумный спор о том, для кого из них он поставлен. История Иерусалима - отражение истории нашего мира. И пусть будет шумно, тесно, но пусть будет мирно, пусть народы объединяет цель паломничества, а не поиск артефактов превосходства одной нации над другой. Все мы созданы Богом по образу и подобию его, и только в молитвах обращаемся к нему на своем языке, называя Создателя именем, завещанным предками.
  
  Улочка Иерусалима [Долгая Г.]
  
   Сегодня Иерусалим - столица еврейского государства Израиль. Столица живет полнокровной жизнью и днем и ночью. Красивы современные белокаменные дома, которые, как и в далекие исторические времена, продолжают строить из белого камня. Хотя на цвет он все же ближе к бежевому. Все холмы, или горы, как их называют иерусалимцы, засажены хвойными породами деревьев и цветущими кустарниками. Среди них более всего радует глаз ползущая по оградам и тем же можжевельникам разноцветная бугенвиллея. Город находится на высоте около тысячи метров над уровнем моря, и климат соответствует горному - свежий воздух, яркое солнце, прохладные вечера, даже жарким летом. Надо сказать, что Израиль - единственная страна в мире, площадь лесов которой, в отличие от всех других стран, не уменьшается, а увеличивается. И это видно на примере Иерусалима - море зелени! Сияющие позолотой головки церквей, раскиданных по всем иерусалимских холмам, просто утопают в ней!
   Но вернемся в Старый город и, наконец, подойдем к стенам храма, при приближении к которому, с болью сжимается сердце каждого христианина.
   Это Храм Гроба Господня.
  
   Христианские святыни Иерусалима
  
  
  Храм Гроба Господня [Долгий В.]
  
   В четвертом веке, когда византийский император Константин принял христианство, его мать - царица Елена, отправилась на Святую землю. Женщина всем сердцем прониклась историей христианства и взялась за постройку церквей на местах, связанных с жизнью Иисуса Христа. В те годы еще жили праправнуки людей, которые воочию видели Иисуса, слушали его проповеди, были свидетелями его казни. Разговаривая с людьми, Елена выяснила местоположение креста, на котором был распят Иисус на Голгофе (Голгофа - Лобное место), нашла грот, в котором он был погребен, тюрьму, в казематах которой Иисус ожидал смертного приговора вместе с разбойником Варавой. Над всеми этими памятными местами Елена приказала возвести храмы, сегодня объединенные под сводами одного - Храма Гроба Господня.
  
  Купол Голговы Храма Гроба Господня [Долгий В,]
  
   История всех церквей Иерусалима такая же длинная, как и история святого города. Храмы разрушали, восстанавливали и сегодня мы видим стены сооружений, в основном построенных в 12 веке крестоносцами на остатках фундаментов первых церквей. Не утихают споры о том, тот ли холм был действительно местом казни Христа, на том ли месте находится Камень помазания, куда положили тело умершего Иисуса после снятия с креста и где его умастили миром перед погребением, тот ли грот является Гробом Господнем. Как бы там ни было, но в стенах церкви, под своды которой сегодня стекаются миллионы верующих и туристов, очень тяжело. Даже если Камень помазания лежит не там, где он был, то все равно, это место находится рядом. И чувство утраты Сына Божьего просто бьет по сердцу, когда приближаешься к Голгофе, и особенно, к Гробу Господнему. Описывать Храм Гроба Господнего мне не хочется. Он остался в моей памяти особыми переживаниями, о которых я умолчу. Более того, все фотографии, сделанные моим мужем в Храме, в то время, когда я, не помня себя, бродила по нему, исчезли. Все. У меня же и мысли не возникло взяться там за фотоаппарат. Но несколько снимков, сделанных на следующий день, когда я, купив икону, вернулась в Храм Гроба Господнего, чтобы освятить ее на Камне помазания, сохранились. Если бы не суждено было, то и они исчезли бы, но раз остались, я публикую их для всеобщего обозрения.
  
  Часовня над Гробом Господнем [Долгий В,]
  
   В заключение рассказа о Храме Гроба Господня хочу сказать, что перед гробницей Христа ежедневно совершают службы шесть христианских общин, владеющие какой-то частью Церкви: греческая, армянская, римская, сирийская, коптская и эфиопская. Русская православная церковь не имеет в Храме своего предела. Это было связано с обидой турков, которые "делили" Храм Гроба Господня во время своего владычества над Иерусалимом между представителями всех христианский конфессий, на войны России с Турцией. Потому русские паломники молятся в греческой церкви по договоренности с ней. Интересен еще тот факт, что ключи от Храма Гроба Господня хранятся и передаются от поколения к поколению по мужской линии в одной уважаемой турецкой семье.
  
  Лик Христа на потолке Храма Гроба Господня [Долгий В,]
  
  
   Совсем другие - светлые, радостные - чувства появились у меня при посещении Церкви Рождества Христова в Вифлиеме, но об этом в следующем очерке. А здесь я хочу добавить, что в Иерусалиме постоянно ведутся раскопки. Вот фрагмент мостовой, которая ровесница Ирода Великого, камням более двух тысяч лет, а нашли ее на глубине десяти метров.
  
  Мостовая времен Ирода Великого, 2200 лет [Долгий В,]
  
  У подножия Храмовой горы (горы Мориа) со стороны мечети Эль Акса раскопан целый город, уходящий вглубь, ведь считается, что Иерусалим, как слоеный пирог, и культурных слоев в нем семнадцать! Но раскопки под Храмовой горой пришлось законсервировать по требованию мусульманской общины Иерусалима, которая беспокоится о сохранности их святыни, считая, что раскопки могут повредить фундамент мечети.
  
  Раскопки рядом с мечетью Эль Акса [Долгий В,]
  
  Да и возможно ли раскопать все, когда люди живут в домах своих предков, которые стоят на фундаментах домов более древних и так далее? Но власти Израиля бдительно следят за использованием всей земли страны, зная, что она буквально нашпигована артефактами и свидетельствами времен былых. Чтобы построить дорогу или дом, прежде надо получить разрешение, которое выдают только после экспертизы археологов. И не факт, что разрешение будет получено.
  
  На крышах Иерусалима [Долгая Г.]
  На крышах Иерусалима [Долгая Г,]
  
   Пытаясь пробраться к мечетям, мы с мужем залезли на крыши домов Старого Иерусалима. Нет, не подумайте, мы не нарушили никаких законов или покой его жителей. Просто на глаза попался указатель: 'Путь на крыши', вот мы и не удержались от соблазна и поднялись по крутой лесенке. И велико было наше удивление, когда мы увидели там экскурсионную группу. Гид рассказывал об Иерусалиме и водил туристов по крышам. Мы тоже прогулялись, увидели с крыш улицу Виа Долороса, Храм Александра Невского, краешком глаза заглянули в окна домов, жители которых ходят по крышам, как по улицам. Но пройти к мечетям все же не удалось - везде заграждения и посты. Что ж, в Иерусалиме еще осталось много мест, которые хотелось бы увидеть, и такие, о которых я еще даже не знаю. Потому приятно осознавать, что есть повод вернуться!
  
  'Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей' (Псалмы Давида 127: 5)
  
  
  Раскопки под мечетью эль Акса [Долгий В.]
  
  Другие очерки об Израиле:
  
  Израиль: Хайфа. Легендарная Галилея
  Израиль: Старинные города и крепости Галилеи
  Израиль: Мертвое море и Иудейская пустыня
  Израиль: Вифлием, Масличная гора, Эйн-Карем
  Израиль: Море, солнце, люди
  Израиль, 17-27, 2011 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"