Аннотация: Типологический обзор третьей группы на БД-11
Третья группа БД-11
Эти заметки близки к техническим. Я уже (на момент начала заметок) прочитал все тексты, но пока оценки не поставил. Расстановка оценок у меня заключается в разбиении всего множества рассказов на семь (в случае БД) групп, в каждой из которых рассказы вызывают примерно одинаковое ощущение хорошести-плохости. После первичного разбиения я некоторое время медитирую, в итоге примерно четверть рассказов (как показала практика) может мигрировать на плюс-минус две группы.
В основе лежат технические заметки. При моей технологии (с послемедитацией) надо обязательно себе пару слов написать о содержании, и пару о первом впечатлении. Сто рассказов сами по себе в голове не уложатся, шпаргалка нужна. Из этих заметок я уберу содержание (у большинства), переведу на общечеловеческий впечатления, что-то добавлю, может быть.
Не обещаю, что все рассказы обозрю, не знаю, как будет со временем. Я всегда начинаю с длинных рассказов, а малышей оставляю на десерт. Примерно так и буду двигаться. Так что скорее эти заметки - просто попытка объяснить, почему оценка такая, а не другая.
Пару общих слов. В этом году очень хорошо заметны некоторые типажи рассказов. Это не взаимоисключающие типы, один рассказ может попасть в несколько типов.
Тип 1. Рассказ, в котором поднимается какая-нибудь важная (с точки зрения автора как минимум) идея. Добро, Зло, Свобода, Любовь к Родине, Взаимовыручка... (с Больших Букв.) Обычно, желая похвалить такой рассказ, восторженные читатели пишут: "Он заставляет подумать". Проблема часто возникает в том, что автор часто начинает считать, что сама тема оправдывает существование его рассказа. Вы против Добра?
А мы не против Добра. Просто нам уже часто говорят о Добре. С пеленок. И вот нам еще раз сказали, что Добро - оно доброе. И что? Да, доброе. И чистить зубы тоже важно. Что нового сказал автор? Над чем задумываться-то? Над этим в детском саду задумывались, вообще-то.
Тип 2. На самом деле это подтип первого типа. Тоже идея, но вполне конкретная - Обличение Пороков Общества. Куда мы катимся, а? Очень часто бывает в виде антиутопии. Очень часто выливается в страдания по поводу потери Духовности и торжестве грубого Материального (да Денег, Денег, чего уж там эвфемизмы писать), но не обязательно.
Тип 3. Тоже вариант первого типа, но тут важны Чувства! Любовь! Даже так - ЛЮБОВЬ!!! (Потому что просто Любовь с одной большой буквы уже не дотягивает). Почти всегда, трагическая! Кстати, и Любовь к Родине тоже может оказаться в этом типе, если автору важнее чувство, а не идея. И тоже трагическая, когда Родина не любит взаимно. Очень часто героини рыдают, и даже видавшие виды мужики смахивают скупую слезу. Благодарные читатели тоже смахивают слезу и пишут в комментариях: "Сильно!". Или вот еще недавно откуда-то выплыло, не пойму откуда: "На разрыв аорты!" (Ой, авторы, не рвите аорты, надеюсь, что это не последний БД!)
Сюда же надо отнести и рассказы, пытающиеся воздействовать на читателя - ту же знаменитую "одноногую собачку".
Тип 4. Это уже немного из другой оперы. Автору пришла в голову фантидея, то есть фантдопущение. Между прочим, иногда действительно необычная фантидея, которую вот так сразу и не припомнишь. Но на идею надо навернуть какие-нибудь одеяния, героев, там, придумать, сюжет какой-нибудь изобрести, может и что-то из первого и второго типа использовать. Но фантидея остается голенькой на всеобщем обозрении, смущается и хихикает.
Тип 5. Человек сконцентрировался на сюжете. Герой с кем-то борется и побеждает. Или от кого-то бежит и убегает. Или не убегает. Сюда попадают синопсисы романов, отдельные куски эпопей, эпизоды эпизодов и т. п. Кстати, в некоторых случаях видно, что если синопсис развернуть в роман, героев продумать, то вполне может получиться! Но вот рассказ не получается.
Тип 6. Полная противоположность Типу 1. Никаких мыслей, чистая развлекаловка. Сюда проходят юморески, ужастики тоже сюда же идут. Пошли бы и боевики и космооперы, но миниатюра-космоопера пока редкость. В чем-то честнее Типа 1, потому что совершенно не претендует на глубину постижения проблемы. Довольные читатели в откликах ставят смайлики. Проблемы это типа в том, что, во-первых, многие шутки совсем не новы. Человечество потопталась по шуткам (да и прочим развлечениям) гораздо больше чем по фантидеям. Во-вторых, чувство юмора у автора и читателя (судьи) может резко отличаться. В-третьих, этот тип рассказов как-то изначально предназначен для того чтобы поразвлечься и позабыть, а то что позабываешь пиетет особый не вызывает.
У ужастиков те же проблемы, человечество пугают, начиная с пионерлагеря, и кто в детстве не рассказывал/слушал истории про Черную руку? Но тут есть хотя бы теоретические разработки того же Лавкрафта.
Сюда же относились рассказы-перевертыши, но искусство их написания утеряно!
Тип 7. Красота! То есть образы, метафоры, хотя метафоры - это грубо, просто отвлеченные образы, которые возникают один за другим, плывут по рассказу, иногда вытесняя за его пределы сюжет, героев и тому подобные некрасивости.
Проблемы возникают не у рассказов, а у судей, потому что хрен его знает что с этим типом делать. За любую попытку понять, о чем же идет речь могут дать по рукам, по мозгам, и вообще по чему только дотянутся. Ибо не лапай, а смотри и наслаждайся!
Несколько отдельных типов можно придумать по сказкам. Что-то Типа 8 - Трогательная Умилительная сказка (хотя не обязательно сказака). Это когда все - мимими - и пупсики и зайчики с обязательным бликом в зрачке, и все умилительно. В принципе, можно отнести к типу 3. Но конкретно в этой группе такого вроде не было. Есть Назидательная сказка, очень похожая на Тип 1, только интонацией отличающаяся. В общем, появится что-то еще - разовьем систему типов.
И самое главное. Все вышеперечисленное совершенно не означает, что нельзя писать о возвышенном, любви и красоте, развлекаться и пугать. Естественно, на каждую тему пишется много достойных рассказов. Это так, чтобы судья не писал много слов, а сказал - номер 3 - и все всё поняли. Будем экономить байты наших жестких дисков.
А теперь пора от общей типологии к частной практике.
Dikij. Фотограф. Кусочки души
Ближе всего к типу 1, хотя тут от многих типов есть по кусочку, например, от Трогательно-Умилительной сказки или Типа 3 (даже цветом выделено: - Ох и много же орудий пыток освободилось для тебя в Аду! Страшно? ).
Идет борьба добра со злом. В самом прямом христианском смысле - новая форма договора с Дьяволом. Новизна в том, что героя переносят в другой мир и назад он вернуться не сможет. Героя коварно соблазняют:
Чего ты хочешь? Славы? Денег? Любви? Можешь пожелать все это сразу.
А потом главный герой Дьявола посрамляет и Добро побеждает.
И немного умиления в конце:
Просто, у меня талант такой - отдавать свою жизнь и душу.
На самом деле вся новизна поведения Зла только вот в одной фразе о том, что идет перенос в новый мир. Типа, все попаданцы продались Дьяволу. Но это действительно даже не идея, а фраза - мало ли что там пробубнила посланка Ада? Если бы так рекламировали перенос в иные миры, как это она делает в рассказе, то все попаданцы бы иссякли мгновенно.
Если уж рисовать борьбу со Злом, то зачем же показывать такое скучное и неинтересное зло?
Да, и еще очень интересно, а что сказали герою попаданцы, которых вернули назад (не смотря на всю свободу воли)?!
Усачов М.Социопат
Идея с заменой лет на килограммы - классная, очень понравилась! А вот преступление подзащитного героя - ИМХО - совершенно выбивается из стиля. Такое впечатление, что она чисто эпатажная. Или же вводит в рассказ какую-то вторую, дополнительную идею, превращая рассказ в супер-мини-роман со множеством сюжетных линий. Как-то не смотрится, если честно.
И еще очень невнятный конец, больше похожий на начало еще одного, уже третьего мотива.
То есть люди поедают друг друга в самом прямом смысле - раз. Что-то с онанизмом, затруднюсь сейчас коротко охарактеризовать - два. И регулируемый уровень преступности - три. Все это как-то не сводится воедино. Может, лучше меньше, да лучше?
(Конечно, мастера должно бояться дело,
Но все же до известного предела (с) - не мое)
Но вот в Типы не лезет.
Фомин М.С., Покатилов А.Е.Серебряная рыбка
Чистой воды тип 6. Тут как повезет, глянется читателю (то есть, судье) или нет. Не очень глянулось. И то, что этанол очистился даже в бутылках - не показалось особо смешным. Да и мелкая пакость с деньгами - тоже. С чего бы рыбке пакостничать-то? Кроме того, если не считать проблем с обменом, то герой получил не так уж мало. Максимальная бумажка в рупиях равна рублям 600 (рупия близка к рублю), а в тугриках - рублей 500. То есть в стандартной пачке будет примерно по 50 000 в эквиваленте. Сколько там было в сумке пачек?
Буденкова Т.П.Реверс
Ведь мощная гравитация черной дыры превратит в атомы любое вещество, чуть отклонись мы в сторону, - размышлял Берг.
Ой, а из чего состояло вещество до превращения?
Рассказ очень сложно отнести к какому-то типу, он невнятен, увы.
Что автор имел в виду? Порассуждать о воспитании, передавать детей в инкубаторы или нет? Чтобы любили все, а не одна мама? Сперва описание попадания, потом рассуждение, и все? А где рассказ как что-то связное и законченное?
Рубцова Д.Обновка
А топик и футболка - это одно и то же? (Это я в порядке ликбеза)
Рассказу очень тесно в 12 кб объема. Ужастик, который толком не успел напугать. Есть только завязка - майка, которая непонятно чего и как добивается. Вот, задушила кого-то. За что задушила? То ли просто всех подряд душит, то ли какая-то причина есть, учиться надо лучше, к примеру. То есть тема просто жаждет развиться во что-то более длительное и кровьвыхолаживающее.
На самом деле начало симпатичное.
Я думаю, что автору надо не выбрасывать эту маечку после БД, а подрастить немного и подать на ХиЖ. А потом, глядишь, тетеньки (которые на рисунке) и на повесть раскрутят...
Медведева Е.Лоскутки от радуги
Долго думал, что не нравится. Вроде как все хорошо, но что-то царапает.
Попытаюсь тоже сказать образами :). Такое впечатление, что не хватает красок! Очень сухое повествование. Да, радуги нет, но в начале-то восприятие героини должно быть радужным, очень ярким, она же зеленоглазая! Она в начале противостоит серости в своем сердце. Да и потом тоже. А и главная героиня и серое царство нарисованы одной краской. И из-за проседания образа главной героини проседает весь рассказ.
Возможно, что это проблема объема. То есть иначе бы просто не влезло в 12 кб.
И маленький технический вопрос - героиня издалека (а то сохранность глаз непонятна, так что это правильно), в конце считает, что ей долго идти от города любимого к феям. Но по рассказным меркам она очень быстро добралась от фей до старухи, от тюрьмы до города любимого. Нет ощущения, что это было сложно.
Оценка будет достаточно высокой, но совсем не максимальной.
Key K.Квест о силе воли
Один из пары-тройки рассказов, которые я вообще не представляю как буду оценивать.
Инопланетяне в середине меня настолько вынесли в аут, что я уже спокойно воспринял "изменение" пола главгера.
Во всем этом явно что-то есть, но я не способен понять это что-то без глубоких медитаций, да и с медитациями не факт что пойму. Сложилось такое впечатление, что это был роман. Даже эпопея. С очень богатым миром, с тщательно продуманной историей. А потом автор взял ножницы и очень талантливо (без издевки пишу) обкорнал 12 мегабайт до 12 килобайт. Причем организм чувствует, что по 12 кб все 12 мб восстанавливаются, но видит такой объем работы и пасует заранее.
Стоит ли подавать свою мысль настолько штрих-пунктирно?
БлэкхенДень совести
Тип 2.
Обличается недостаток совести в нашей обыденной жизни. В общем-то забавно, и чем-то "День радио" напоминает.
Озадачивает концовка. Один из героев заявляет:
- Понимание того, что хорошо, а что плохо, закладывается в детстве. Если ребенок усвоил, что врать, воровать, убивать - это доблесть, то совесть будет всю жизнь подталкивать его к пороку. И завтра ты увидишь, сколько таких людей на самом деле.
Но ведь до сих пор эта идея не получила никакого подтверждения. Наоборот: Аля подтаскивала пачками распечатки писем телезрителей с покаяниями, и ведущие еле успевали их зачитывать перед камерой.
Или заявление героя голословно. Или самое интересное будет в продолжении на следующем БД.
Шауров Э.В.Бд-11: Эдисон и компания
Тип 2, увы, хотя по первым строкам была какая-то надежда. А потом впадает в сумасшедший пафос:
- Я привел их сюда не за этим, - не поднимая глаз, сказал Эдисон Вонючка.
- А за чем же? - брови босса изумленно приподнялись.
- За свободой, - сказал Вонючка.
Откинувшись в кресле, Эдди Б. Эдисон расхохотался:
- За свободой?
Свобода, это, брат, понимаешь, такая штука... Это свобода!
И еще выбор там дальше появляется.
И то, что клоны получат свободу в самом прямом смысле этого слова, юридическую, не спасает от пафоса, а скорее наоборот, губит рассказ. Потому что убивает саму идею клонов. Чем описанное отличается от обычного восстания рабов (если бы им давались аналогичные права по смерти хозяина?) Есть фраза хозяина: "Но ведь вы - плоть от моей плоти. Как же вы убьете самого себя?" - не помогает. Так и про детей, обычных детей, не клоновых, сказать можно. А все Эдисоны до этого показаны сильно различающимися. Они разные люди. Нет ощущения, что это все разные черты одного человека, не вычитывается из рассказа.
И в конце еще пафосно:
- Плачь, - негромко сказал Вонючка. - Плачь, братишка. Свобода того стоит.
Ой, очень осторожно надо быть с "сильными" фразами.
Конечно, автор писать умеет, картинки создает хорошие, и оценка, понятное дело не 1 и не 2. Буду думать...
Кстати, а разве полицейские не догадаются про одинаковость отпечатков пальцев у клонов? Не смогут различить кто участвовал в восстании?
Маугли Д.Бд-11: Уйти и не вернуться
Понравилось. Наверное, неоднозначностью героев.
Понятно, что герой все равно вернется и уйти не сможет.
Оценка будет достаточно высокой.
Рони Р.Бд-11: Тишайшая Дженни
Скорее тип 3 - ненависть, но и тип 2 - обличение пороков общества тоже. Характерное для 3 типа усиление чувств, яркость образов:
- Посмотри же на меня, мать. Неужто твое сердце молчит? Или нужно вырвать его из груди и скормить тебе, чтобы ты узнала меня!
Или вот:
Я навалилась на нее, удерживая на месте, позволяя кислоте, которую я украла у ростовщика, разъедать и мою кожу. Ее взгляд пытал, молили, требовал ответа - за что!
Чувствуете напряжение чувств?! Аорта разрывается?
Дело даже не только в простой идее - мать отказалась от дочери, облекла ее на нищету, и матери нужно отомстить. Дело и в крайне неприятно ярких красках, которыми эта идея реализована.
На самом деле получился какой-то Анти-Диккенс. "Холодный дом" не читали, к примеру? У Диккенса лучше, а он оппонирует автору и просто-таки наголову автора разбивает.
И еще: А где тут фантастика? Хотя бы капелька?
Бакибаев В.Бд-11: Старый. Стяг Полка
Тип 5. Один из героев (отрицательный) пришел забрать старый стяг полка. Собрал свой отряд, пытался претендовать на власть. А ему не дали стяг. Старый-престарый солдат взял и убил отрицательного персонажа. Скорее это заготовка для большого повествования.
Непонятно каков все-таки Жила. С одной стороны: "И ходил среди таких один удалец, из тех кто в пиру первый, в бою последний...". А с другой стороны: "Тот, кто сейчас был перед ним, не всегда звался Жилой; был когда - то он искусным воином, умеющим залечивать раны в седле и спать у огня, не снимая брони, с оружием в руках." Наверное, Старый знавал Жилу дольше старосты деревни, но надо было бы поаккуратнее давать первую характеристику. Хоть что-то слышать о прошлом соратника он должен был? И застал ли староста те времена, когда Жила кого-то там на аркане таскал? Я вполне верю, что все вопросы разрешатся в большом повествовании, вроде бы даже сейчас это не единственный рассказ про Старого на страничке автора. Но когда читаешь отдельный рассказ - вызывает недоумение.
Плюс, я думаю, что и по языку найдутся вопросы, но по ним лучше не ко мне обращаться.
Так что оценка высокой не будет, но и совсем низкой тоже не будет. Есть что-то в этой простоте - не хвались зря. А автору желаю успехов, верю, что у него может получится. Возможно, что в большой форме, романной.
Да, и фантастики тут особой нет. Впрочем, псевдоистория обычно стоит на фантастических полках.
Каракис Г.Бд-11: Спасти Землю!
Не очень понравилось. В основном из-за концовки.
В общем-то привычная идея о том, что можно переиграть прошлое. Постъядерный мир, мальчик играет в игру, полностью победить ему не удается, так что война все равно происходит, но разрушений гораздо меньше. Мальчику предлагают еще раз сыграть. И вот тут он отказывается!
- Но я могу уничтожить миллионы. Миллионы ни в чём повинных людей, и это веская причина, чтобы не рисковать
Да, наверное, мальчик вряд ли будет говорить именно этими словами. Но ведь замечательный конфликт нашел автор. Кого-то парень уже спас, стоит ли продолжать рисковать, учитывая, что свою маму ему спасти не удалось?
И тут неожиданно в самом конце выскакивает новая мысль:
- Почти все взрослые погибли при взрыве. Мы заняли их место. Мы сделаем этот мир лучше. Больше никогда не будет войн.
Дети идут строить новый мир.
Откуда эта тема взялась? Никаких намеков на нее не было. Она и менее интересна (с моей точки зрения), да и две таких темы - многовато для 12 кб. Рассказ гибнет окончательно. Так что оценка скорее всего будет пониже средней, хотя и немного.
Дерех Д.Бд-11: Случайные числа
Хорошо.
Хохлов Д.Бд-11: Самое грязное ругательство
Много всего намешано. Тут, в каком-то смысле, Тип 6, отягощенный пародийностью! И экшн, это, какой-то особый подтип, мной пока не исследованный :).
В общем-то прикольно.
Если честно, то и поругать особо не нахожу за что, но и не сказать, что очень понравилось. Возможно оттого, что я не так часто сталкиваюсь с киберпанком, и не могу всего прочувствовать. Возможно оттого, что я слишком рано догадался, что в конце окажется человек. Не знаю.
В общем, честно признаюсь, что понравилось средне, а почему - сам не пойму!
Оценка тоже будет скорее всего где-то около средней.
Яров Э.Бд-11: Предел
Тип 3. Обличение пороков общества. Общество не желает знать о том, что происходит на самом деле, гоняется только за жареными фактами. Оно не различает важное и второстепенное. Плюс еще обществу удобнее считать Иных (в данном случае мутантов) врагами, и на все свидетельства о противоположном, оно закрывает глаза.
Но никто не желал знать правду о том, кто его спас на самом деле. Как только он начинал рассказ, его ловко перебивали, меняли тему, задавали очередное: что вы чувствовали, когда вас спасли? Ему посоветовали про мутантов говорить только то, что они чудовища и что это зло, которое надо искоренить.
А через несколько дней о Серже забыли. Его место заняла певица Емельянова, которая во время церемонии вручения каких-то наград сорвала с себя всю одежду и пробежалась голышом по залу. Что вы чувствовали, когда на вас смотрело столько людей?
Для меня тут как раз главная проблема Типа 3 проявилась. По-моему, регулярно появляются рассказы, в которых общество забывает героев, и начинает интересоваться чем-нибудь возмутительным. Вроде голой певицы. Так что и старо, и утрировано до невозможности. Настолько утрировано, что в моей голове совершенно не стыкуется с реальностью.
Но хотя бы написано неплохо, не на 1 и не на 2. Буду думать.
Берестнев С.П.Бд-11: Попытка контакта
Тип 4 самый наитипичнейший! Герой прилетел на планету устанавливать контакт, на планете есть гуманоиды, а разумными оказались пауки. Все проблемы отягощены еще и тем, что сама фантидея (мягко скажем) не нова.
Единственная симпатичная фраза в самом конце
Вернусь на Землю - обращусь в комитет по культуре с инициативой: запретить изучение "Мухи-цокотухи", а то перед новыми друзьями неудобно.
положение не спасает. Увы.
Обабков Е.Н.Бд-11: Побег из пояса астероидов (Полностью переработанная версия)
А это самый типичнейший тип 5. Герои убегают от пиратов. Убегают, убегают - и в конце концов все-таки совсем убегают.
Вроде как мораль в последней фразе
Жизнь опасна и коварна, но лишь порой рискнувший, становиться ее хозяином.
положение не спасает. Увы. Тем более не факт, что рискнувшие стали хозяевами жизни.
Эх, хоть бы герои как-то симпатично прописаны были...
Холмс Ш.Бд-11: Один бой
Еще один тип 5, хотя здесь есть элемент и Типа 1 - Самопожертвование. Сражаются, сражаются, все подробно описано и с пафосом.
- Хрен вам, а не земля русская, - цедит сквозь зубы Стрелок и ловит в перекрестье прицела бомбардировщик противника.
Хотя скорее надо говорить о земле человеческой.
И в конце, конечно, тоже пафосно:
Совершенно седой Стрелок молча зашел в пустую казарму и сел на койку. Он остался один. Все его товарищи погибли, ни один не успел катапультироваться. Завтра их место займут другие салаги. Которые также пойдут умирать в небо. Чтобы выиграть еще один бой. А потом еще один. И так пока не закончиться эта война.
Пафос в данном случае - отягчающее обстоятельство.
Вообще подробный экшн уместен в большой форме, когда читатель как бы проигрывает все эпизоды вместе с героями. В рассказе как-то желательно хоть какую-то законченную мысль подать. А большое количество экшена от мысли отвлекает.
Тихонов Д.Бд-11: Ночь В Кругу Семьи
Хорошо.
Фрайт А.Бд-11: Не игра
Тип 4. Идея в том, что ученый разработал идею супервируса для он-лайновой игры. А оказалась, что и в реальном мире она применима. Пришли люди из будущего и героя убили.
Идея, конечно странноватая. Сами посудите - в он-лайн игре стремятся использовать только реально существующее оружие, а в вирусы героя не верят, потому что их нет.
И тогда Дайнович, без пяти минут дипломированный вирусолог, за три недели обосновал техническую возможность производства штамма микроорганизма, который обладает подобными свойствами, и дополнительно разработал устройство для стрельбы биологическими капсулами.
То есть если это была некая идея, то до технологии далеко, и тогда этот дипломированный вирусолог-оружейник просто наш брат фантаст. Если же он написал технологию, то надо быть очень-очень наивным, чтобы наживаться на виртуальной игре и не понимать, что то же можно сделать и в реальности.
На самом деле по тексту, МК-100 (так этот вирус) умудрился как-то перенестись из виртуальной реальности в реальную. Несмотря на различие в среде распространения. Похоже, что автор сам того не подозревая еще изобрел идею и супер-Джавы, позволяющей все что написано для виндов переносить в реальность.
Хм, какая операционка у нашего мира?
WhitelunaБд-11: Любовь Огненной Ведьмы
Огонь горевший в камине, напевал свою песню скорби, об Огненно ведьме любившей демона, и за любовь отдавшую жизнь.
Настолько классический Тип 3, что таких просто не может быть!
Для усиления чувств, автор даже иногда (примерно через предложение в кульминационном моменте) ведет повествование не в третьем, а во втором лице! Очень редкий случай, обычно все-таки в первом или третьем.
Цитировать можно практически все.
...он чувствовал все те чувства, которые окружали девушку, он понимал, что причиняет ей боль, но эта боль не могла идти не в какое сравнение с его болью
Она лежала среди тех кто сражался, на её лице застыла грустная улыбка.
Да еще и вампиры (именно они напали на ведьму и демона).
Не знаю, что написать. Честно.
Черепанов М.Н.Бд-11: Космос, истребитель, девушка
Еще один Тип 5. Последовательное описание жизни девушки, которая решила стать истребителем. Причем, лет в пять так решила. Вот ей пять лет, десять, пятнадцать, она идет на войну и погибает. Все.
Что еще... отправляйте женщин на фронт, если они просят. Это наша общая война.