Самое время для рейтингового суицида, не так ли? или Обзор финала "Пневматики-2008".
Сразу скажу, что изложены впечатления и субъективные оценки, ставшие основой для балловых оценок.
Хотелось бы в финале (на который времени отведено достаточно) увидеть больше интерактива и скромных мнений участников друг о друге, чем это было в 1-м туре.
Общее впечатление. Катание на атракционах... Вжжи-ии-х, то масштаб, то реальность, то буквально, то иносказательно. По-своему тяготеет к классике, напомнило Гофмана и Свифта даже.
Запомнилось. Страдальческое поедание рулончиков Кафки. И момент с тем, как муравьиные посетители карабкались по исполинской бюрократической ноге.
Стилевое соответствие (имхо): достигается многомерностью и динамикой, игрой смыслов, аллюзиями.
Индивидуальность: "романтический", "уютный" мир, качественные образы. Постмодерн в классическом интерьере.
Общее впечатление. Ровно, мило, напряженно, ждешь до последнего момента неожиданности или шокирующего поворота повествования. Но ничего так и не происходит. Герои замерли в утреннем тумане, как NPS из компьютерной игрушки. Запомнилось: "звуки стеклянными шариками раскатываются по комнате"
Стилевое соответствие (имхо): скорее всего это классическая романтическая новелла с элементами мистики. Если бы По жил бы во времена Грина... Если бы Мейринк больше уделял бы внимания переживаниям своих героинь... Постмодерн на полке с атрибутами фен-шуй и фотографиями в рамочках.
Общее впечатление: Почему-то кажется, что все это происходит в 70-е годы. И что рассказ этот, отредактированный, вполне могли напечатать в журнале "Юность", например. На первых абзацах мучительно соображаешь, автор не перечитал написанное или это у него новаторский стиль такой?... Потом дело идет на лад. Второй раз испугалась, когда цилиндры понесли на утилизацию. Что вот запечатают в коробку и отправят по накладной в магазин, например, обуви. Но обошлось. Впечатление очень приятное.
Запомнилось: "а у этого счастья - какой срок годности?"
Стилевое соответствие (имхо): м-м-м-м... "Альтист Данилов". Неагрессивный, ироничный и "подглядывающий за обыденностью из-за каждого угла" постмодерн.
Прочее: А по справочнику г-на З.Фрейда... 16 цилиндров?)) К неурожаю, видимо..
Общее впечатление: Почти стопроцентное. Потому как язык и образный строй современны, динамичны. Повествование, помимо изобразительности еще ритмично и... ленточно... замкнуто на себя... общая композиция рисует означенного паразита как в sms рисуют символами паровозики и сердечки.
Запомнилось: "Это опасный человек - он действительно верит в то, что говорит", - испуганно шептались на форумах лучшие умы человечества". "В кабинке тихо играла "Марсельеза" в обработке модного ди-джея". "Девочка много читала, а потому знала о жизни очень мало". "Скорбная лабораторная мышь"
Общее впечатление. Длинный рассказ, словно из нескольких частей. Нет, он короткий на самом деле. Мотивация - описание действия - экскурс во внутренний мир - замыкание сюжета. Вертится глупый вопрос: "А как он это сделал-то?". И следом еще один: "И что?". Изобретательно... и образ яркий, но воспринимается почему-то спокойно.
Запомнилось: "Слишком дик, чтобы жить, слишком редок, чтобы сдохнуть". "Какое количество терпения ты решила инвестировать в меня?"
Стилевое соответствие (имхо): достигается за счет главного образа. "Художник без рук", сапожник без сапог, Ван Гог... И, пожалуй, еще за счет имитации распространенного жанра предсмертной записки... И стилистики сборника афоризмов...
Общее впечатление. Изобретательно, стильно, с юмором, с игрою слов. Все как полагается. В целом - Ванхельсинг, Матрица и две столовые ложки Властелинов колец. Словно после просмотра комикса впечатление, на жирной бумаге, с хорошей печатью.
Запомнилось: "Старило его безумие, что налипло на физиономию". "Вот только душа почти вся истлела, хватит только на бабочку".
Стилевое соответствие (имхо): городской готик-триллер, примитив и кич. За постмодерн ничего не скажу
Общее впечатление. Смешно и щекотно)). Впечатлило противоречие между сюжетной динамикой (вляпался-принес-зашил-умер) и гипертекстовой (кажется, прошло много времени и случилось много важного). Вообще кажется, что текста гораздо больше, потому, что он емкий. И позитивная атмосфера, что в нынешнем творчестве большой дефицит.
Запомнилось: "Архей отодрал её тельце от подошвы и поднёс к глазу. Дрожащую, жалкую, мокрую любовь. К тому же еле живую, с вывалившимися внутренностями".
Общее впечатление. До середины ощущение "ну и...". После середины пошло побойчее, и завершилось ощущением "ну вот...". Неуловимо знакомыми кажутся обе эти половины... То ли слышалось нечто подобное, то ли посещала мимолетная мысль.
Запомнилось: "Пока люди жрут всякую дрянь, то мы просто завалены работой!"
Стилевое соответствие (имхо): формальное. Это постмодерн правильный как макет многоэтажки, которую паланиковский герой клеил всю ночь и с упоением растоптал. Постмодерн, точный как бизнесплан древоточца, как рецептура минеральной воды без газа.
Общее впечатление: "бабочка, которой снится, что она..." и так далее.... Аккуратно. Точно и современно пересказанная притча. Эмоциональная кульминация в центре рассказа даже смещает привычные акценты.
Запомнилось: "Вскоре мои веки уподобились крыльям дремлющей бабочки. Они то медленно и апатично опускались вниз, то резко взмывали вверх".
Стилевое соответствие (имхо): главное выразительное средство (и критериальное отличие) - неопределенность. Навскидку вспоминается "Смерть Ивана Ильича" и Платонов, конечно. Жутковато-реалистичный бесконечно одинокий постмодерн. Коллапс и соллипсизм))
Общее впечатление: Как и на любой станции метро. С размахом, но без излишеств, ярко, но немарко, износостойко, но впечатляет вместе с тем.
Запомнилось: "У меня зазвонил холодильник".
Стилевое соответствие (имхо): да. Налицо парадоксальный реализм, статичный главный герой, который изображается отражениями нелепых и скудных событий с ним происходящих. Это прозрачный, тонкий, будничный и стильный постмодерн.
Общее впечатление: Мрачно. Все 3 творения Судзуки в концентрате. Помните сухие соки "Зууко!", что-то там с фруктовыми вкусами? Притом грамотно, и чувство меры у автора безусловно есть.
Запомнилось: "Что-то безжалостно врывается в голову и раздавливает её!"
Стилевое соответствие (имхо): не знаю... мистика и ужасы
Общее впечатление: Уух! Почему-то лубок напоминает, народное творчество.
Запомнилось: "забросив кошку на тучку, лезет по веревке к смеющемуся человеку, очевидно, решив настучать тому по физиономии".
Стилевое соответствие (имхо): Ситуация обратна "Холодильнику". Здесь оригинальность приема в том, что Главный герой, если его можно так назвать, изображается из обломков ощущений и впечатлений тех, кто его наблюдает. Опрокинутая перспектива плюс классический прием уходящей в бесконечность грамматической псевдоконструкции, которая выгружает читателя и заставляет послушно вертеть носом до самой последней точки.
Прочее: как много dvd Кустурицы в режиме перемотки
Общее впечатление: "Уж мы их душили-душили!". Добротный, оригинальный по замыслу рассказ... После чтения становится действительно противно, что можно считать подтверждением успешного воплощения означенного замысла. Напоминает чуть ли не Кафку...
Запомнилось: "Потому что мы боялись крыс, но еще больше - самого Михалыча...
Общее впечатление: Красиво, обдуманно, сбалансированно. Напоминает целую вереницу детских и недетских произведений. Городок в табакерке, например, "Черт на колокольне" По, Бредбери и Борхеса, а также говорящие книги из саги о Гарри Поттере и Гринча. Если по замыслу читатель должен все это вспомнить с ностальгической тревогой и эстетическим удовольствием от коллажа, то замысел реализовался.
Запомнилось: "Святые дрова, вымоченные в святой воде и бережно просушенные на солнце, аккуратной горкой сложены на небольшом помосте". " Вечер праздничного дня прогуливается по улицам города N. Федор Петрович прогуливается по собственному кабинету".
Стилевое соответствие (имхо): Ну вот за счет противоречия идиллического образного строя и идеи, за счет гиперссылок в сознании читателя... Это искусный, клиповый, прянично-строгий постмодерн.
Общее впечатление. Первое прочтение - инфантилизм-примитивизм. Ярко и просто. Смешно и жестоко. Псевдодетство а-ля Шагал. Второе прочтение (поскольку короткий текст) - эротишно...и черновато. Эротичная ирония или ироничная эротика.
Запомнилось: "Он сделал единственно правильный выбор: друзья скользили гораздо хуже и вообще не умели подавать пар".
Стилевое соответствие (имхо): визуализация переносных смыслов плюс детскость дают, скажем так, 50% соответствия. Постмодерн 2 в 1. Лицевая сторона сборником сказок выходит в отдел детской литературы, а изнаночная - в отдел экспериментального черного юмора.
Общее впечатление. Стихотворение в прозе. Салями из охлажденной действительности и жирных афоризмов, присыпанных едкой двусмысленностью. Образы понятны, темп высок. Единственное, никто из изображенных не вызывает сочувствия, ну и Автор с ними (демиург, т.е). Прокатит и в космополитены.
Запомнилось: "Тем временем возле почтамта стояла дикая рань с робкой маршруткой на поводке". "Работа поджидала людей по всему городу. Ее не ждал никто". "Сначала ее привлекала его пылкость, но это оказались нервы".
Общее впечатление. Почему-то хочется найти смысл. И сократить гигиеническое введение. А то видится какая-то сомнительная симметрия с инфернальными финальными птицами. И смысл-таки есть, даже не один. И добротные литературные авторитеты просматриваются на просвет и сбоку.
Запомнилось: "Сняв с гвоздя ключ, он крикнул куда-то в глубь квартиры 'машенька! я ненадолго', хотя никаких машенек или чего-то подобного там никогда не было". Пассаж про поглощение жизнью смерти в потоках судьбы.
Стилевое соответствие (имхо): присутствует в виде пародоксальных образов, условного сюжета, гипертекстуальности и атмосферы (мрачной и невыносимо тягучей, в соответствии с замыслом). Посмодерн-лайт с элементами философской семантики и глубинной символики.
Прочее: "Вот так вот! Не мир, а хрень!", и даже эта мысль - газетный обрывок, не по назначению использованный, а по факту
Общее впечатление. Смешанное. С одной стороны, романтика 60-х, небо и жизнь, небо и смерть. С другой, установка автора на снижение пафоса, для получения панорамного восприятия и хайтечного эффекта. Как.. что там, ром с молоком?
Запомнилось: "Как кружку воды внезапно вылили на плоскую поверхность, только вверх ногами..."". "Я перекрасила бы волосы. Если ты бы меня попросил. Я пошла б за тобой на край света. Если ты б меня попросил...."
Стилевое соответствие (имхо): Да, имеется. Опять-таки, прямой смысл и переносный (начиная с названия), соединение несоединимого, отсылки к новаторам 60-70х.
Общее впечатление. Кисейно, пастельно, прилично. С изящными крючочками спорности. Сначала не понятно, что это Тот самый Ганс. И хорошо, так интереснее. В гостях у сказки в формате начала Третьего миллениума (или какого?)
Запомнилось: "После этого он уходил, оставляя своих случайных возлюбленных с осколком ускользающего чувства глубоко в душе, постаревшими ровно на один день". "У русалок ведь нет сердца. Только маленький хрустальный кусочек мечты..."
Стилевое соответствие (имхо): Институализированный прием заключения автора в созданный им мир по придуманным другим автором правилам. И, вот если "плюс ирония по высказываемым позициям", то еще 25% новаторства. А если "минус", то не знаю..
Общее впечатление. Позитивный, умный рассказ. Стиль не самый мой любимый, но автор, безусловно заслуживает респектов. За лаконичность, емкость, развитие народных и романтических традиций. Вспоминаются сонмы "маленьких людей" русской классической литературы и сказки, конечно. За что автору и спасибо.
Запомнилось: "Обещался Васятке тыквенной кашей его попотчевать - и попотчую".
Стилевое соответствие (имхо): Стержневой абсурдный ход, плюс семантика главного героя. Ну и гипертекст.
Общее впечатление. Печаль героя при всей надуманности эстетична и уютна. Идентификация с ним проходит успешно и сопровождается доброй ухмылкой по поводу себя и многих себе подобных. Здравая мысль "жизнь такова, каков ты сам" объективирована умело, аппетитно, без глюков и противоречий, столь свойственных новейшему эпистолярному продукту.
Запомнилось: "На улице мокли продрогшие клены, туман оседал в новом утре как сахар в холодном чае". "...бабы с толстыми распухшими пальцами пытались выплавить на грязных сковородках маленькие солнца, но получали сальные ошметки необузданной и жирной славянской весны"
Стилевое соответствие (имхо): Полупостмодерн в духе ностальгических, рязановских и иже с ними кинофильмов, если натереть на крупной терке, собрать кусочки по-новому и показать 14-летней внучке главного героя)).
Общее впечатление. Технично и красиво безусловно. Витиевато еще. Модно. Мне все в этом рассказе нравится, хотя в пронизывающее ощущение это "все" так и не складывается.
Запомнилось: "Меня беспокоит море, какого тревожного синего цвета вода, как ее много". "Утро полно свежести и ожиданий".
Стилевое соответствие (имхо): Это просто качественная современная проза. В таком стиле, облегчив или утяжелив опорные конструкции, можно написать историко-мистический или документально-авантюрный роман (повесть, пьесу). Но притчевости, перекошенного пространства-времени, смысловых колодцев, потайных дверей в иные авторские и читательские миры здесь нет. Это красивый замкнутый, а потому классический мир.
Общее впечатление. Фэнтези. Желязны и Сапковский. Кока-кола никогда уже не будет на вкус такой, как в 14 лет. Радость первых... первого... всего, в общем, в первые разы пережитого, понятого и прочитанного.
Запомнилось: "Не место красит человека, а человек - место. Вон он стоит, "краситель". За колонной".
Стилевое соответствие (имхо): Если только прививка одного мифа к другому. А так, по мне, никаких экстерьерных признаков Великого Сумасшедшего конца 20-го века.
Общее впечатление. Двойная картинка, ваза - два профиля. Двойное ощущение. Сказка фэнтези со всеми мрачными и привлекательными атрибутами. И притча, в которой истина глаголет устами всех действующих лиц по выбору, а хитроумный замысел становится ясен лишь в финале.
Запомнилось: "Я круг, что окружает тебя и бережет... Я - почти ты. И это наше проклятие"
Стилевое соответствие (имхо): Смотря с какой стороны подойти.. если считать автора одним из действующих лиц, то - да. А если воспринимать мораль всерьез, то - готическая сказка.