"Важность первой фразы отмечена многими и давно" (М. Веллер "Технология рассказа"). Отмечу даже больше, как написал Некрасов ровно восемьдесят лет назад "Как корабль назовешь, так он и поплывет". К примеру, я, не ограниченный рамками конкурсного самосуда, в первую очередь буду читать знакомых мне авторов. А во вторую очередь, те рассказы, чьи названия меня привлекли:
Вот сразу и заинтересовался, мастер калибровки чего? Придется прочитать. Ну что сказать? Рассказ напомнил цикл Кудрявцева "Охотники на магов", да и мойры греческие сразу вспомнились с их нитями жизни. Краткий спойлер: программа по калибровке нитей судьбы людей и всего мира очеловечилась, никогда не угадаете под действием чего. Как любви? Вы, наверное, читали рассказ, а еще говорили, что не читаемо. А вот Демиург, кстати, выписан очень красиво, запоминающе, о таком персонаже хочется еще почитать. Ну, и, конечно, картинка парня впрямь отвлекает, так и хотелось ему все время подать стакан воды. Мастер Голиков, не идите проторенными нитями, прядите свои.
Кто не знает знаменитых слов Стругацких "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!"? Нашему вниманию предстает дивный мир, где всем оно дано, это счастье, даром, великим умником ИИ Архимедом. Но дать счастье - это тяжелый труд. Нельзя как волшебник щелкнуть пальцами и обеспечить счастье. Можно только воспитать. Воспитать человека быть счастливым. Для нас - это манипуляция, пропаганда. А для людей будущего может спасение?
А тут каждому по чайнику и пусть никто не уйдет обиженный. Кстати, совсем как "Блэк Джек". Хорошая аллегория всей нашей жизни. Несовершенство как стимул постичь гармонию. Иными словами, если тебе не к чему стремиться, то не будет ли тебе скучно жить? Искандер искал край света, хотел объединить всех в один народ, стремился к славе, оставить память о себе. А, может, это все было от скуки? Вот занялся бы каким-то хобби, там чайник попытаться вылепить идеальный, глядишь и был бы счастлив. В пути - счастье. А на вершине требуется новых вершин. Рассказ больше бьет на художественный и философский контекст. Без особых притязаний на новые идеи.
Оказывается можно привлечь внимание к рассказу совсем и без названия. В прямом смысле. А как хорошо обыграно-то в самом рассказе его отсутствие.
Фантидеи есть. О программисте интересно. О карантине написано скучно. Но все равно очень понравился рассказ, хотя, скорее всего его не пропустят в полуфинал, аргументируя, что не литературненько-с. Сейчас, кстати, объясню, почему же мне так понравился этот рассказ. Для меня фантастика делится на два направления: собственно фантастику и реалфантастику, как я их называю для себя. Чем они отличаются? Тем, что в фантастике, я считаю, обязательно должны быть новые идеи, приемы. Потом уже пусть реалфантасты их берут и облагораживают, описывают красиво для тех, кому важнее эмоции от рассказа. Кому интересно, какого цвета каемочка, какого цвета тарелочка, на которой подается рассказ. Мне в первую очередь интересно, с какого материала сделана тарелка, а будет ли она вместе с рассказом летать как бумеранг и т.д. Это как, например, с вашим соседом, который в гараже собрал антигравитатор, но даже представления не имеет, как правильно сформулировать изобретательскую новизну, чтобы получить патент. В то время как вы можете написать и получить сотни патентов, но все они будут нежизнеспособны.
Еще для меня остался невыясненным один вопрос: как автор назовет произведение, если на каком-то конкурсе будут запрещены префиксы? Согласитесь, название "Без названия" будет совсем уже не то.
А как в печатном издании его озаглавить? Хотя чего это я. Пусть над этим издатели думают.
По крайней мере, для меня этот рассказ уже победитель. В номинациях "Самое короткое название" и "Самое запоминающееся название". Ну и чего греха таить, и в номинации "Самое интересное название".
Если бы название рассказа не совпадало наполовину с названием конкурса, и не стал бы читать. А так очень рад, что прочитал. Тема жуликов - вечна. Помимо очень длинного диалога с "- Это Хьюстон" по "другого врага.", в котором легко затеряться, не понравилась логическая нестыковка в концовке как для меня. Ведь даже с принятием джекпота переспросили два раза о подтверждении согласия. А тут сразу "- Мы так поняли, что лично вы не собираетесь лететь? Принято."
Месть грибов. Люди собирают грибы. А грибница собирает людей. А что вы хотели? Ведь грибница существует сразу в пяти измерениях, помимо того, что является самым огромным организмом на Земле. Опенковая грибница вот на тысячу гектаров простирается.
Девочка с эйдетической памятью, как побочный эффект рождения в Грибном Месте. Коровка Зорька со своими странностями. Уникальный измерительный инструмент, незапатентованный ни одной страной мира. И это еще не все неожиданности, которые встретятся вам по тексту.
И да, во время рассказа, как и обзора, не пострадал ни один гриб.
В этом рассказе в отличие от предыдущего вместо грибницы орудует лес. Еще я переназвал бы текст в "Капризы эволюции рассказа". Сначала он был размером в 10к, потом разросся до 14к, потом упал до 11к, а следовало бы сжать до 3к, настолько незамысловат сюжет.
Может это рассказ о мараморной Венере Милосской, подумал я. Помню, когда мы участвовали в кругосветной регате, она мистическим образом оказалась у нас на яхте, но вы и сами прекрасно знаете эту историю.
Сам рассказ оказался о мистике на дороге возле деревни Мараморка Псковской области. Повествование легкое, приятное. Спокойно прочитал бы еще столько же килобайт. Неплохой кандидат в финал Хижа.
Вместо старпома Лома? Да никогда! Пусть у них и общие проблемы по английскому. А вот помощником Фукса еще может быть. Мы с этого Бухтиандра быстро человека сделали бы. И даже моряка. А так колоритненький персонаж получился, но не более.
Думал, что рассказ будет о роботах-копателей. Оказалось, просто два пи. Это что-то вспомнился лексикон одного знакомого Боцмана, кстати, Бухтиандр идеально подошел бы ему в компанию. В маленьком тексте чуть не промелькнуло все население небольшой гордой Молдавии. Это точно рассказ, а не перепись населения?
Сволонтеры - то ли волонтеры, то ли сволочи какие, а то и все вместе, думаешь по названию. Да еще и на службе у королевы, как гардемарины что ли? Оказалось и впрямь о демонтажниках-волонтеров-сволочей на службе у ее Величества Шпинели, которые, даже обзывая третий закон роботехники инстинктом самосохранения, манипулируют роботами-копателями на Луне в своих корыстных целях. Кстати, вот какой рассказ надо назвать "Робокопы". Стиль изложения больше подходит для анекдотического, где все известно и при чтении не спотыкаешься об неизвестные фантэлементы, как, например, почему в будущем демонтаж остался почетной профессией, а за монтажниками чуть не гоняются инквизиторы? Расписать бы фантэлементы, да плавнее сделать повествование, может и лучше рассказ будет.
Думал, будет как у Гаррисона о динозаврах, оказалось как в Библии об Адаме и Еве. В отличие от предыдущего рассказа все фантэлементы расписаны, что меня порадовало. Существует даже драматизм ситуации, который предполагает сочувствию главному герою. Правда, мне хватило знакомства с персонажем, чтобы начать ему сочувствовать. Возможно из-за нехватки килобайт. Темп рассказа вначале затянутый с описанием "длинных медицинских формулировок и сухих цифр". Понравилась идея о том, почему человечество началось лишь с двух людей. Все дело в сложности космических перелетов, несовершенстве технологий, спешке разбрасывания семян-людей, и малой заботе о них, в надежде, что парочка да где-то прорастет.
Что-то вспомнился Эдвард Руки-ножницы. Оказался, Энди Рука-протез, персонаж наоборот, задира и драчун.
Тот редкий случай, когда я не против латинских названий. Ведь оно прекрасно обыграно. Главный герой после травмы вследствие комплекса неполноценности начинает маниакально боготворить свою механическую руку, превращаясь душевно в киборга. Новая идеальная рука удовлетворяет его во всем. И видимо настолько хорошо, что он даже не обращает внимания на Анну.
Эх, надо бы дописать свой рассказ о бешеном суслике с рабочим названьем "Spermophilus".
И вернемся к тексту. Автор знакомит читателя с синопсисом начала будущей повести или романа. Но не с рассказом, увы.
Сразу стало жаль принцессу. Представилась, такая старушка, что так ждала-ждала, но так и не дождалась своего принца, потому что представилась. А, оказалось, жалеть надо бедных рыцарей, которых автор методом бесконтактного боя просто косить налево и направо.
Сразу по названию понятно, что будет не об окраске каких-то мохнатых инопланетян. Рассказик живенький. Удачная игра слов с названием жителей Тау Кита. Не удивлюсь, если и Земля держится на трех тау-китайцах: Ате, Ла и Анте. Узнал, что базальт темно-серого цвета, покрытый зелеными пятнами и разводами, ведь раньше как-то всегда старался избегать океанского дна. Даже придраться мне не к чему. Ну и правильно, пусть другие придираются.
Здорово. Хотя, насчет парка с роботами и ковбоями, то думаю, скорее, главным конкурентом будут орки-эльфы с антуражем из компьютерных игр. Потому в развитие темы предлагаю орков-рэкетиров, пытающихся отжать бизнес, или нагрянувших по душу Влада охотников за привидениями, которые наняты государством, дабы не платить посмертную пенсию всем этим призракам.
Я, конечно, уже не мальчик, но надо же знать от чего внуков защищать?
Рассказ в основном понравился, для любителей Литрпурги описания будут в самый раз. Действительно, красивые описания, правда, описание оружия прочитал по диагонали, а вот описанием героини аж зачитался. Ах да, о чем я? Жаль, что свиток "городского портала" так и не сыграл. Да и концовка совсем не понравилась. Из разряда, а убью-ка я героя, потому что не знаю, что с ним дальше делать. Хотя в данном случае, на самом деле, что надо делать с героиней, автор прекрасно знал, но постеснялся дальше описывать, наверное. Конечно, концовка может быть и такая анекдотически-бытовая. Но, но! Она резко контрастирует со всем телом рассказа, который, как я говорил, красиво написан, а потому, такая концовка, по моему мнению, по моему хотению, хм, опять я не туда, в общем, такая концовка не годится. Хотя тема сисек, как модно писать сейчас, да, раскрыта. Но ведь событие описывается неординарное: о перемещении персонажа в наш мир (ага, "Чудеса науки", отдыхают). Значит, и окончание, должно быть неординарное, пусть даже рассказ и стеб. Ну, не знаю какое. Если от бабушки отталкиваться, то при виде голой девки, пусть она не ожидаемо схватилась бы за веник, а там, не знаю, всплеснула бы руками, и с криками "внученька" стала бы ее обнимать. Потом показала бы свои спрятанные под волосами эльфийские уши, да еще веником побила бы внука за чуть не устроенный инцест. Хотя, тоже плохо.
Удачно обыграно название популярной игры и чемпионата по футболу. Здесь, к моей радости, в отличии от предыдущего рассказа, пошло развитие с ожившим персонажем из виртигры. Жаль, что это лишь сказка, и нигде не найти Забиваку. Ну, а если вдруг?
А в этом рассказе наоборот главгер попал в виртуальный мир и с честью из него выкарабкался. Что не понравилось. Ромка с ходу режет "правильными" объяснялками. Не верится. Для подростковой аудитории рассказ вообще чудесный. Кстати, теперь можно использовать новый эвфемизм - "Послать к шестому океану".
Вспомнилась детская игрушка "Worms", только тут в рассказе вместо сражения армий червяков, человек пытается прихлопнуть надоедливого кредитора. Один с лучших рассказов. Но есть два момента. Может, стоит пойти на поводу модности и обозвать космическую станцию Ло как Ололо (пусть простит тут Вавилон), а кулхианина как ктулхианина? И не хватило намека в начале текста об отношениях Ника и Кэт с причиной их расставания.
Порадовало очень точное соответствие рассказа своему названию. Космонавты на "Диогене" отправляются на поиски людей, точнее братьев по разуму, но случается авария, и они оказываются в далеком будущем, и теперь главгер ищет людей Земле, чтобы спасти своих товарищей на орбите. А людей на Земле-то почти и не осталось. Из-за жизни в райских кущах они вернулись к временам Адама и Евы. Но в семье не без урода. И вот при помощи этих любопытных главгер собирается снова изуродовать человечество. Немного сумбурно. Чувствуется, что не хватило килобайт.
Беспроигрышное название. Тот, кому нравится творчество Хемингуэя, обязательно возьмется за рассказ, тот, кто не читал, тоже возьмется, чтобы частично восполнить литературный пробел. А вот если вместо Хемингуэя был бы Пушкин или Пупкин, мало кто заинтересовался бы, потому что Пушкина читали все, а Пупкина - никто.
Рассказ тоже хорош. Рекомендую. Разве что Хаджиев, как персонаж не понравился, слишком уж искусственный. Если бы так играл актер, то я бы вслед за Станиславским закричал "Не верю!"
Дедушка пережил воскресенье души, а вот от воскрешения тела отказался. Все счастливы. Ладно, не все. Но и рассказ в первую очередь не о тех героях, которые остались без прибыли.
Глодырь - то ли лодырь какой-то, то ли глотатель. В итоге, правильный - второй вариант. Написано легко, стиль свободный. Напомнило Маккефри "Всадники Перна". Здесь тоже телепатически управляют драконами, только драконы - механические.
Меня гложут смутные подозрения, что это фэнтезийно-казарменная байка, ставящая сложную морально-этическую дилемму: почему один, узнав какое-то ноу-хау, не делится ни с кем с этим секретом, и становится из-за этого хау-ноу; а другие, наоборот, ведут себя по-геройски, стараясь помочь всем, и совсем не думают о себе?
Слово "хысть" ассоциируется у меня со словом "шасть" и с украинским "хыст", то бишь талант, мастерство, которое слышал раз в одном черноморском порту. Так, почитаем, почитаем, кто тут шастает или талантом блещет.
Итак, шастает тут главный герой-мальчишка Хысть, а талантлив его друг Бус, который при помощи знания расправляется со страшным Браглусом или, как вариант, Бус, при чтении книжки о страшном драконе, сам его воссоздал из своей фантазии, но с последней страницей книги, фантазия рассеялась как дым, вернув захваченных людей. Хотя, как по мне, Браглус является тем самым Зеленым Змием, материализовавшемся из алкогольного бреда сельских мужиков, и укрощенным великим будущим вождем антов Бусом.
К названию рассказ больше нечего добавить. Очень ярко характеризирует весь рассказ. Если так и задумано, то, браво, автор! По сути, автор, как акын, пишет о том, что видит, так как сама это видит.
Вечная дилемма: когда пишется юмористический рассказ под какую-то идею, то много хорошего рассказа, но мало юмора; когда же пишется рассказ под какие-то шутки, то больше юмора, но рассказ совсем бессвязен.
Весь рассказ, не считая вставки о работе систем Куни, такой же легкий, воздушный и несерьезный, как и его название. Но стоит подуть на него ветром критики, и он разлетится пушинками. Потому не буду его критиковать. А ведь с рассказа мог вырасти и не одуванчик.
Год действия - 2061. Одна из догадок, и точно пальцем в небо - у героини кончился порошок для 3D-принтера, потому что этот принтер распечатал копию ее любимого. И это все связано как-то с апокалипсисом. Остальной сюжет остался для меня втуне. А вот стиль отличный. И слово. И описание будущего быта получилось очень реалистично. Вот это уменье.
Что делать с сервером? Кого бросать с возу? Не зря, не зря, оказывается, проводятся универсальные конкурсы. Это тонкий статистический и аналитический инструмент на благо сайта.
До конца думал, что будет как с Колояром - окажется, что Бурому Медведю снится, что он Белый Медведь, которому снится, что он Звездная Медведица, которой снится, что она автор. Но и так очень красиво да интересно получилось.
Наверное, рассказ о ручном дэве, решил я, но почему "Дэв" тогда с большой буквы? Может, из-за неграмотности автора, или Дэв - это имя главного героя по фамилии Филькин? Оказалось, ни то, ни се. Хотя, сам рассказ еще читаем. А "Дэв" - это датчик эластичности времени для упреждения временных парадоксов, который в итоге оказался филькиной грамотой. Не понравились объяснялка сразу в начале и перемена фокала в конце.
Рассказ хороший. Не понравились два нюанса. Во-первых, не выгоднее ли продавать стерилизованных бешек, а во-вторых, зачем переназывать успешный бренд? Наоборот, походу "бешки" должны вытеснить название "кошки", как когда-то слово "глаз" заменило собой "око".
Рассказ оказался интересным, хотя и предсказуемым. Большинство деталей в нем играют, разве что с далеким Луисом можно было бы не заморачиваться, а выбрать кого-то где-то поближе. Или того же Альберта нагрузить дополнительно. Да и попытка с фотографией наивна и бледновата. Раз коты такие молодцы, пусть бы паспорт сразу принесли. А вот сам пересказ от лица Рамзеса трудноват для чтения. Может, надо подсократить предложения, чтобы облегчить их восприятие. Уменьшить количество объяснений, добавить действий, характера добавить людям. А то одни коты с характером, это какой-то заговор!
Понятно, что про кота. Но трудный рассказ для меня оказался при чтении. Пробивались интересные моменты, как-то с находкой Павла по температуре, о трепетной любви Щукина к коту, сравнение с капризом Пикассо. Но в Австралию, карту сокровищ, спецсостав совсем не верится. Наверное, далек я от детективов. Да и злодей показался невыразительным. Иностранщина еще совсем не раскрывает характер персонажа, скорее наоборот типизирует его. Вот он плох, остальные - молодцы. Картонщина. Да и простоватые реплики сожаления о содеянном как-то не стыкуется с коварностью злодея.
Если бы раньше на конкурсе не прочитал Мастера калибровки, то и этот рассказ не стал бы читать, поскольку тематика нитей судьбы не так уж мне интересна, а так придется прочитать, хотя бы для сравнения.
Очень заштампованная идея рассказа о том, что надо отпустить прошлое. До конца надеялся, что придет демиург Голикова и как-то разрулит рассказ. Но нет.
Да что ж такое. Опять эти нити преследуют меня. А в рассказе маньяк преследует людей. Или шизофреник. Или охотник за нечистью. Я уже в этих нитях запутался.
Стал читать что же было в самом начале эволюции Бога от которого пошло начало всего нашего мира. И вот какое дословно начало рассказа: "Передо мной был огромный кокон света. Он состоял из множества нитей,"... Теперь вы понимаете почему я с истошным воплем перекрестился и мы оба сразу закрыли рассказ? Извините, дорогой автор, не ваша в этом вина, а ваш рассказ я обещаю прочитать. Но не сегодня.
Очень красивый рассказ. Единственное, что мне не понравилось, так это резкий переход от деревенского юродивого до адской сатаны. Ну не могла бывшая жена не знать о каких-то пагубных наклонностях бывшего. Как-никак пуд соли съели раньше вместе, да ведро слез, может, пролили. Потому мне, кажется, поступок героини, может лучше сделать более расчетливым. Что, мол, да, убила, чтобы подарить иную жизнь детям и уничтожить фэй-лин. А в эмоции наигранные от поведения бывшего не верится. Хотя, может, я просто не знаю женщин.
Если бы рассказ назывался "Последний дракон и последний рыцарь", то было бы все понятно: в смертельной схватке они друг друга убили. А так... Может, предпоследний рыцарь защищал последнего дракона от последнего рыцаря, но неудачно? Но, оказалось, что это сам дракон и был предпоследним рыцарем. Хотя, я до конца повествования думал, что Старик окажется предпоследним рыцарем на пенсии. Очень уж много ему места уделено, очень. И знает ведь, прохиндей, столько нюансов о драконах. Думал, что и это неспроста. А вот, насчет последнего рыцаря... Где он сейчас скитается, чем занимается? Ведь бессмертным оказался... Да и безработным походу. Что-то рыцарей, как не стало в нашем мире, так и нет.
Название очень сильно перекликается с рассказом Карсака "Бегство Земли".
Бинго! Так оно и есть. Землю спасают от потухшего Солнца. Только в рассказе Карсака людям легче, потому что у них уже было всепланетное правительство. А больше и не о чем рассказать.
Удивительно, что так мало тех, кто догадался о сущности героев. А ведь чудесный синтез псевдонима автора с перевертышом в рассказе как бы даже не намекает, а вопиюще выставляет напоказ отгадку. Вот только главных героев жаль.
Ну как не прочитать рассказ однофамильца знаменитого пирата? Ведь и стиль хорош. И у каждого после прочтения остаются свои ассоциации. Мне, например, вообще пошлые какие-то мысли полезли в голову с этими каплями, что люди - это капли, и абсолют поддельный, и это будет страшный, самый страшный конец.
Название звучит как отличный тост где-то после десятой рюмки, хотя псевдоним автора намекает как бы на облом. Так, кстати, и получается в первой сцене, где гармонию космических сфер раздирает кровопролитная война. Но главными обломщиками оказываются коварные инопланетяне, отключившие у пленных землян по одной сфере (полушарию) мозгов (ну и я, конечно, автор обзора, проспойлеривший это).
И здесь меня привлек псевдоним автора, а не название рассказа. И хорошо, что привлек, потому что рассказ интересный о материализации снов. Классно обыграно старинное слово-шутка "шутконос".
Ну, и напоследок, для тех, кому мой обзор не понравился, можно разбить в пух и прах мою миниатюрку Первая измена.