В оценке работ я, прежде всего, смотрю на "красоту" текста и на его стилистику - многие технические элементы да и некоторые ошибки не так уж и важны, когда рассказ пробуждает какие-то чувства и заставляет сопереживать вместе с героями. Важнейшее в литературе - побуждать сознание.
Часто я могу добавить работе балл авансом за перспективность - то есть сейчас текст не очень хороший, но видно, что его можно серьезно улучшить и, главное, автор на это способен.
Могу и снизить балл за откровенные ляпы и рояли в кустах. ;)
(в комментариях все плюсы и минусы по большей части объяснены)
Все мы желаем, чтобы наши рассказы пользовались популярностью на каких-нибудь сайтах и, обязательно, печатались в журналах, потому я стараюсь учитывать мнение, как среднестатистического читателя сетевых текстов, так и читателя бумажных публикаций - а бывает ведь так, что хороший сетевой рассказ в журнал просто не проходит по разным причинам..
Грамматика при оценке не учитывается, однако активное пренебрежение правилами русского языка повлияет на оценку.
Я сознательно не хочу навязывать свое мнение конкурсантам и устраивать полный разбор полетов. Однако если интересно более подробное мнение - пишите в комментарии, но при этом учитывайте, что вы сами пришли за советом.
Постараюсь ответить.
Оценки:
7 баллов - шикарнейшая, отличная работа, текст - в печать, автору - памятник ;)
6 баллов - очень хорошо, но есть еще вещи, которые стоило бы проработать
5 баллов - нормально, толково, хороший уровень для сетевого творчества, но на бумагу переносить пока рано
4 балла - было и хорошо, если бы не разные мелкие ошибки да недостатки
3 балла - средненько, текст явно сырой, однако не все потеряно
2 балла - рассказ скорее похож на план истории, до хорошей вещи ему еще далеко
1 балл - без комментариев ;)
Внимание! Автору сего обзора недосуг вступать в какую либо полемику и споры, посему -- раздел модерируется.
Попытка предварительного анализа.
Большое количество рассказов невольно заставляет сводить информацию воедино, хотя сложно вот так запросто говорить за все работы.
Но некоторые вещи прослеживаются.
Потому выделю несколько групп, опишу их особенности и, быть может, варианты развития (примеры ниже -- сознательно утрированы).
Ах да, все нижесказанное является моим частным мнением и не претендует на истину. Если кому-то поможет -- буду рад. Если кто-то воспротивится -- помните, что это не я пришел к вам, а вы ко мне и будьте вежливы.
И есть еще одно хорошее правило... Прочитал всяческие совету и умные книжки, подумал, воспринял? Молодец! А теперь выбрось все из головы ибо каждый творит сам, как может, а подражание кому-то увы сложновато назвать творчеством.
Вот-с, ну а теперь -- приступим! :)
Не мое
Такие рассказы обычно прочитываешь, хмыкаешь и отставляешь в сторону дабы забыть.
Вроде бы все есть и все на месте, но... А что но -- не понятно.
Причина этого чаще всего в диссонансе с читателем. Либо же сказывается не хватка опыта и неумение донести цель и суть.
Чтобы избежать этого можно определить целевую группу читателей и вовсю пользоваться этим.
Это если "локально". А в целом не помешает и маленько психологии... Не описывать какую-то ситуацию прямо и в лоб, но построить текст так, чтобы читатель сам понял, что происходит (например, не описывать сцену где девушка "в тоске от неразделенной любви" думает о Том Самом, но построить текст так, чтобы читатель сам понял как ей грустно и одиноко).
Нехватка терминов
Выделю все же в подпункт из "Не мое".
Иногда бывает так, что читатель банально... ну скажем не опытнее, чем вы. И тут можно погореть.
Например, вы пишете миниатюрку в которой местные чего-то ждут, суетятся, готовятся... Видимо будет праздник и гость, которого они все ждут с нетерпением и счастьем и посматривают в лес, пока, наконец... Не выходит... Эльф.
И на этом все.
Вот пусть вы лично всю жизнь считали эльфов волшебными созданиями и мечтали пригласить хоть одного в гости -- и в рассказе в гости приглашает аж целая деревня... Вот только читатель, увы, пришел с работы, где занимался совсем иными делами, открыл сборник (купленный на лотках у метро) с единственной мыслью -- развеяться... И честное слово -- он эльфов видел краем глаза в кино, куда водил дочку. Поэтому и рассказ тут "выстрелит мимо".
Что делать?
Решить а надо ли вообще зацепить конкретно этого читателя. И постараться как можно меньше сути текста связывать с конкретным понятием -- легко может быть так, что кому-то оно банально не знакомо.
В рассказе рассказывают
Рассказ -- повествование, спору нет. Но какое?
Да, мы можем рассказывать о каких-то там событиях, но... Надо не только думать о том, что рассказывать, надо понять и как это делать.
И помнить, что иногда история, в которой нет диалогов и с размером этак килобайт в пять скорее потянет на синопсис, на изложение -- но не на рассказ.
Долой традиции!
Я бесконечно уважаю экспериментаторов, всех тех кто отрицает веками устоявшиеся методы, не стесняясь обрубает концовки, сминает завязки и жонглирует героями.
Вот только уметь это надо делать. Более чем.
Впрочем ищущий да обрящет, но пусть этот весьма сложен.
Бего-ом! + Даешь объем!
Рассказы написанные для конкурса и с учетом конкурса очень часто отличаются м... скажем так -- подогнанностью.
То ты начинаешь писать его за три дня до конца приема работ, причем в голове толком еще ничего не оформилось, идей масса., времени мало и... Тяп-ляп, сдали, даже не вычитав.
Или же видишь хорроший, просто вот ну шикарный рассказ. Но -- 18 килобайт. А берут 12. Но тут же 18!
И бросаешься ужимать, срезать, выкидывать лишнее...
А потом вдруг оказывается, что главный герой в рассказе всегда был телепатом и потому на шаг вперед просчитывал все действия... Вот только читатель этого не понял (эпизодами о телепате пришлось пожертвовать) и из-за этого смялась концовка и потеряли смысл два эпизода.
Примерно то же и в обратном направлении. Иногда так хочется многое описать, о многом подумать с героями, сказать что-то читателю... А нельзя, дедлайн-с.
Я не к тому, что так писать нельзя, я к тому, что увы многие тут сыпятся...
Не в жанр
И все же БД -- фантастика (фэнтези, мистика, сказка etc.)
Та же история любви пусть в будущем смотрится вполне неплохо, но когда на этом акцентируется 200% внимания...
На этом в принципе и все.
Можно сказать в разы больше слов и наплодить еще групп, а так же воспеть отдельно лидеров. Но стоит ли? Они и так все знают. :)
А теперь будут скорее не рецензии, но мнения. Если кому-то интересно, то могу попробовать раскрыть более подробно в комментариях.
На первый взгляд ощущается некоторая недоработанность, скорее всего вызванная малым размером рассказа. Соглашусь с тем, что интрига -- есть. И сделана нормально.
В целом хорошая история, ну по крайней мере она может быть такой, если автор ее вычитает и поработает над стилем. Плюс за цельный и достаточно фантастический формат, минус за стилистику.
Завязка может несколько и банальна (призывов демонов/леших/потусторонних довольно много в литературе), но вот увы развития почти нет и концовка на нуле. Ожидаешь какого-то развития, но...
Даже если все так и задумывалось -- развязка все равно воспринимается более чем скомкано.
Хочется спросить -- о чем рассказ? Да, видны параллели между великими владыками востока видны различные аллюзии... Но вот центральная мысль теряется во всем этом.
Общая параллель между Владыкой и его окружением и Сосо с его подручными пусть и неплоха... Но кажется, что именно она и является самоцелью рассказа.
Читается нормально, но вот сюжетную часть я советовал бы продумать еще.
Кажется, что слишком много мыслей скрыто в рамках малого рассказа. Слишком. Им здесь тесно. Не успевая толком прочувствовать одну идею (или персонажа) тут же переключаешься на следующего и еще и еще...
А так достаточно грамотно. Но увы рассказ явно не для формата малой прозы БД.
Достаточно странно воспринимаются рассказы в которых нет ни малейшего следа диалога и почти нет действий. Пересказ истории? Может и так. В таком формате очень просто создать небольшой рассказик, однако в каких-либо прочих небольшой рассказ может выглядеть как хуже, так и гораздо лучше и качественнее.
А здесь же на первый план выходит мысль, которую до нас пытается донести автор. И вот именно ей, мыслью, надо бы постараться завлечь читателя.
Такие рассказы, пусть даже и фантастические, обычно относят к жанру социальной прозы. А прозу эту надо писать... выкладываться полностью, заставлять читателя сопереживать как можно сильнее, мощнее, лучше, не акцентироваться на чем-то, а вовлекать, вовлекать читателей да так, чтобы себя ставили на место героев.
Увы, сложно писать такие рассказы.
Хотя с точки зрения общего восприятия читается вполне неплохо.
Качественно красиво и добротно. Когда чувствуешь, что рассказ почти хорош -- остается лишь посоветовать автору вычитку. Или просто не слушать никого и творить дальше.
К сожалению за гранью истории потерялось то, что можно назвать фантастикой. Или фэнтези. Все подобное здесь состоит из намеков, коих увы не лостаточно...
Сложно, оценивая мистику и ожидая мистику натыкаться вдруг на пусть и страшненькие, но все же бытовые проблемы и вопросы. Мистика это не обязательно та банальная калька, которую выдают на экраны и (реже) в книгах, однако мистика это все же более чем сон или деяние.
А еще мистика может быть страшной а то и бросать в холодный пот от ужаса.
Технически текст читается неплохо, но реализация могла быть и лучше...
Видится здесь сильный социальный подтекст... Однако для этого надо более чем проработать сопереживание. Как-то заставить читателя хотя бы сочувствовать герою, вызвать у него мысли, схожие с мыслями героя
В принципе довольно легко и не плохо читается, однако сюжетная часть кажется не раскрытой. Было бы неплохо чуть поподробней и по четче концовку так, чтобы как можно больше сути оставалось в кадре или не очень из кадра выбивалось.
В меру страшненько... Но, думаю, еще стоит поработать над текстом, так как остаются еще вопросы... Кто он, кто она (хотя так то понятно) и самое главное -- хотел ли автор показать читателю нечто большее, чем историю о утонувшем мальчике?
Написано в целом достаточно хорошо. Но как-то вот вся фантастичность текста теряется на фоне сна (и снов) да и сюжетную часть можно попытаться сделать более "прозрачной".
Сложно описать мнение о этой работе. Вроде бы что-то есть, но и чего-то не хватает...
А так в целом рассказ довольно добротный.
Одно но -- не очень критичное впрочем -- не стоит цепляться за относительно устоявшиеся идиомы. Если сейчас люди еще помнят что такое - "дети индиго" и какая была буря вокруг этого... То лет через пятьдесят, найдя этот рассказ в сборнике в библиотеке -- читателю придется лезть в словарик.
Читается довольно таки хорошо, но концовка кажется "помятой". Так то в принципе все раскрыто и показано, но было бы неплохо еще раз проследить сюжетную линию.